Эвристические задания как средство раскрытия на уроке творческого потенциала учащихся на уроке биологии
Эвристическое задание – учебное задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности (А.В.Хуторской).
Главный признак эвристического задания – его открытость, т.е. отсутствие заранее известного результата его выполнения. Поэтому другое название эвристических заданий - открытые задания.
Другой признак эвристического задания – опора на творческий потенциал ученика, обеспечение развития его творческих способностей.
Еще один признак – наличие в задании актуальной для решения проблемы, противоречия или потребности, касающейся ученика и принадлежащей заданной предметной области.
Эвристические задания отличаются от тех заданий, которые предлагаются в процессе реализации проблемного обучения.
При проблемном обучении с помощью специально сконструированных познавательных заданий-проблем учитель подводит учащихся к известному решению, усвоению заданного предметного материала. Особенность эвристического задания в том, что ответ на него заранее не знает даже учитель.
Выполнение даже одного открытого (эвристического) задания – большая работа, в ходе которой учащийся должен мобилизовать самые разные качества своей личности :
когнитивные (умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.)
креативные (вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.)
оргдеятельностные (способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества).
Метод «вживания» Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. «Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова это цветок, туловище стебель, руки листья, ноги корни…»
Метод символического видения Метод символического видения заключается в нахождении или построении учеником связей между объектом и его символом. После выяснения характера отношений символа и его объекта (например, свет символ добра, спираль символ бесконечности, голубь символ мира, блин символ Масленицы)
Метод «Если бы…» Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или сами слова; все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т.д.
Метод эвристических вопросов Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как-Когда?
Метод образного видения Предлагается, глядя, например, на горящую свечу, нарисовать увиденные образы т.е. то, на что она похожа.. Такой метод развивает у учеников образные подходы к познанию.