Термин «батыр», «бахадур» или «багадур» был распространен практически у всех кочевых народов Евразии со времен раннего средневековья. Он не имел тогда определенной социальной привязки, символизируя комплекс высоких человеческих качеств – силу, мужество, удаль, доблесть. Батырство было очень распространено у казахов еще задолго до их военного противостояния с джунгарами, но в период джунгарского нашествия оно приобретает особое значение, прежде всего потому, что Джунгария стала долговременным фактором силового присутствия в казахских степях, от нее исходила угроза как независимости, так и вообще его относительному благополучию. Чокан Валиханов, много писавший по истории казахов, говоря об эпохе борьбы казахов с джунгарами, назвал ее «эпохой рыцарства».
Кабанбай-батыр – один из организаторов национально-освободительной борьбы казахов с джунгарскими завоевателями, полководец и поединщик. Выходец из племени найманов и рода Каракерей, он удостаивался звания « Хан батыры » ( Богатырь хана ). Занимался миротворческой миссией, вершил суд в обществе степняков. В 1691 году в семье Кожагула родился мальчик, которого назвали Ерасыл – «благородный». Еще подростком он опередил в физическом развитии многих своих сверстников и получил прозвище Нарбала, то есть «рослый юнец». Но пришла беда. В казахские земли вторглись джунгары, и в битве за озеро Алаколь и высоту Барлык, что на южной стороне Тарбагатайских гор, погиб отец Ерасыла храбрый Кожагул. А следом от рук вражеского батыра Уольже пал и старший брат Есентай. Недруг надругался над мертвым телом Есентая, и Ерасыл поклялся отомстить. Возмездие свершилось быстро. Пробравшись в стан неприятеля, под видом джунгарского воина и дождавшись полночи, юный мститель вонзил кинжал в сердце оторопевшего от неожиданности чужеземца… Сбив со следа погоню, джигит домчался на рассвете до аула своего деверя Бердаулета и спустя пару дней именно здесь, на берегу Зайсана, совершил подвиг, убив копьем напавших на людей и табун вепрей, после которого его, Ерасыла, прозванного Нарбалой, народ начинает звать, не иначе как Кабанбай.
В 16 лет Кабанбай одолел в поединке джунгарского богатыря, грозного Долан Даши. Затем в жизни молодого воина были такие кровопролитные и запоминающиеся сражения, как Аягозское, Шогринское … особо памятным было Шаганское. Сам великий Абылайхан следил за развитием побоища. Обращаясь к Кабанбаю, после боя, Абылай сказал: «Батыр! Ты – мой разящий без промаха меч. Ты сегодня обрел славу. С этого дня твое имя Кабанбай станет еще одним призывным кличем казахов в борьбе с врагом. А я дарую тебе новое имя – Дарабоз (бесподобный, первый) и назначаю главным полководцем!» Во главе казахских отрядов Кабанбай освобождал от джунгаров города Сайрам, Ташкент, территорию Восточного Казахстана. Большую часть жизни Кабанбай-батыр провел в седле боевого коня. За это время принял участие в 103 сражениях за освобождение от врагов родной земли и ни в одном из них не проиграл. А в жестоких поединках поверг 54 противника. Историки считают, что он и умер в седле. Могила Кабанбая находится у берегов Ишима или Нуры, где жили его предки, прикочевавшие в древности с юга казахских земель. Имя Кабанбая Кожагулулы носят на его родине, Восточном Казахстане : улица в селе Георгиевка Жарминского района, проспект в г. Семипалатинске, село в Зайсанском районе, воинская часть в Аягозском гарнизоне и т.д. Славному предку установлены памятники в Семипалатинске, Урджаре.