Гениальный писатель, философ, педагог - теоретик и учитель. Оказал огромное влияние на отечественную педагогическую мысль. Создал свою теорию гуманистического воспитания.
Стержнем, его теории воспитания, является учение о непрерывном нравственном самосовершенствовании человека. Образование - основной фактор развития культуры, гуманизации и гармонизации жизни. Толстой признавал только то образование, которое опирается на собственный опыт ученика и исходит из реальной жизни.
Толстой отстаивал свободу, независимость ребенка Главная составляющая сущности человека – его духовное начало Педагогический процесс должен помогать человеку реализоваться в жизни
« Ребенка воспитывает сама жизнь, его окружающая среда » Высказывает мысль о свободном воспитании Он открывает свыше 20 школ
1) свобода в организации школы 2) свобода как педагогический принцип ЦЕЛЬ воспитания и образования – способствовать развитию наибольшей гармонии качеств, которые ребенок несет в себе.
статья « Воспитание и образование » статья « О народном образовании » работа « Педагогические заметки материалы »
Толстой, делает выводы о том, что образование и воспитание не связаны между собой ; образование – свободно и потому законно и справедливо ; воспитание – насильственно и потому незаконно и несправедливо ;
В ней Толстой, говорит о том, что образование должно быть свободно и должно исходить из жизни
Обучение – многосторонний процесс ; Оно должно представлять собой активный процесс, сознательной переработки учебного материала.
Большое внимание уделяется проблеме НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ; Значение ТРУДА и САМОВОСПИТАНИЯ ;
Основу обучения и воспитания составляет приобщение учащихся к единому смыслу человеческого бытия ; Большое значение уделяется проблеме взаимодействия педагога и ученика.