К природе я отношусь не только как зоолог и биолог. Природа для меня – это познание жизни, её законов. Природа для меня – это познание жизни, её законов. Рассказ о природе – не только просвещение человека, Рассказ о природе – не только просвещение человека, но и формирование его мировоззрения, основанного но и формирование его мировоззрения, основанного на знаниях. В. Песков В. Песков
Выполните задания, которые помогут проверить глубину и точность сжатия текста Определить тему текста Определить тему текста Сформулировать основную мысль Сформулировать основную мысль Определить стиль Определить стиль Определить типы речи Определить типы речи Выделить микротемы Выделить микротемы Определить способ сокращения текста Определить способ сокращения текста Передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Тема текста О внутренней пустоте сегодняшней молодёжи, её равнодушии и слепоте к той красоте, которая окружает каждого из нас О внутренней пустоте сегодняшней молодёжи, её равнодушии и слепоте к той красоте, которая окружает каждого из нас
Основная мысль текста Автор призывает беречь и любить родную природу, любить всё прекрасное и живое. Автор призывает беречь и любить родную природу, любить всё прекрасное и живое.
Стиль текста – публицистический. публицистический. Типы речи – описание (природа, тишина), повествование (сначала удивительная работа дятла, затем его внезапная смерть и виновник этой смерти), рассуждения автора (о воспитании молодёжи описание (природа, тишина), повествование (сначала удивительная работа дятла, затем его внезапная смерть и виновник этой смерти), рассуждения автора (о воспитании молодёжи
Микротемы а) тишина леса, радость от «музыки» дятла; а) тишина леса, радость от «музыки» дятла; б) внезапный выстрел, б) внезапный выстрел, в) встреча с виновником, в) встреча с виновником, г) безмолвный урок автора, г) безмолвный урок автора, д) призыв к молодому поколению беречь, любить всё живое и прекрасное. д) призыв к молодому поколению беречь, любить всё живое и прекрасное.
Приёмы компрессии текста Содержательные: Содержательные: 1 ) Разделение информации на главную и второстепенную, исключение второстепенной и несущественной информации; 2) Свертывание исходной информации за счёт обобщения.
Приёмы компрессии текста Языковые: Языковые: 1) замены - однородные члены обобщённым наименованием; - фрагмента текста синонимичным выражением; - предложение или его части указательным местоимением; - СПП простым предложением; - предложение или его части определительным или отрицательным местоимением.
Приёмы компрессии текста 2) Исключения - исключение повторов; - исключение фрагмента предложения; - исключение одного или нескольких синонимов. 3) Слияние - слияние нескольких предложений в одно.
Какова позиция автора? Природа сложна. Надо воспринимать её красоту по-настоящему. Кто должен научить их (ребят) беречь и любить природу?
Какие речевые средства выразительности использует В.Песков? Лексика, характерная для публицистического стиля: должен, беречь, любить. Лексика, характерная для публицистического стиля: должен, беречь, любить. перифразы: дятел у него музыкант, его произведение на древесной коре - узор, вместо привычного стука дятла - костяной молоточек. перифразы: дятел у него музыкант, его произведение на древесной коре - узор, вместо привычного стука дятла - костяной молоточек. инверсия (лет семнадцати парень) инверсия (лет семнадцати парень) олицетворения (лес молчит), сравнения (дятел – музыкант), эпитеты (безмолвный лес), Песков использует только вначале, при описании природы и дятла. олицетворения (лес молчит), сравнения (дятел – музыкант), эпитеты (безмолвный лес), Песков использует только вначале, при описании природы и дятла.
Каковы синтаксические особенности текста? Краткость предложений, причастные и деепричастные обороты, вводные слова и предложения, бессоюзные сложные предложения. Краткость предложений, причастные и деепричастные обороты, вводные слова и предложения, бессоюзные сложные предложения.
Тест. Задания части В 1)Из предложений 7-16 найдите и запишите номера предложений с вводным словом. 2) Сколько грамматических основ в предложении 15? 3) Определите способ словообразования слова самодельные. 4) Из сложноподчинённого предложения 11 выпишите грамматическую основу главного предложения. 5) Из предложений выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом «На конце приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный» 6) Из предложения 12 выпишите словосочетания, построенные на основе подчинительной связи УПРАВЛЕНИЕ.
Ответы на тест 1) 7, 14 2) три 3) сложение с соединительной гласной и одновременным присоединением суффикса 4) видно было 5) спрятался, испорченную 6) спрятался за куст, любуясь работой
Домашнее задание Одно из заданий экзамена – это написание сочинения по заданному тексту, дома я попрошу вас написать сочинение, в котором вы выразите свое отношение к проблеме, поднятой В. Песковым. Одно из заданий экзамена – это написание сочинения по заданному тексту, дома я попрошу вас написать сочинение, в котором вы выразите свое отношение к проблеме, поднятой В. Песковым. Проблема, поднятая в рассказе, важна и имеет первостепенное значение для формирования жизненной позиции человека. Я думаю, что у каждого из вас на этот счет есть свое мнение. Проблема, поднятая в рассказе, важна и имеет первостепенное значение для формирования жизненной позиции человека. Я думаю, что у каждого из вас на этот счет есть свое мнение.