Существуют ли внутренние закономерности развития политических структур? Возможно ли успешное прогнозирование тенденций развития тех или иных политических процессов? Существуют ли внутренние закономерности развития политических структур? Возможно ли успешное прогнозирование тенденций развития тех или иных политических процессов?
Структурные элементы: Организационные (государство, политические партии, общественно-политические движения, группы давления); Нормативные (политические правовые нормы и ценности, обычаи и традиции); Культурные (политические идеи, политическая культура); Коммуникативные (информационные связи и отношения внутри политической системы, а также между политической системой и обществом) Организационные (государство, политические партии, общественно-политические движения, группы давления); Нормативные (политические правовые нормы и ценности, обычаи и традиции); Культурные (политические идеи, политическая культура); Коммуникативные (информационные связи и отношения внутри политической системы, а также между политической системой и обществом) Политические идеи Ценности Мировоззрение Политические идеи Ценности Мировоззрение
Коммуникационная подсистема Функциональная подсистема Нормативная подсистема Политические принципы, политические традиции, нормы морали. Институционная подсистема Государство, политические партии, общественно- политические движения. Культурно-идеологическая подсистема
Определение целей, задач, путей развития общества. Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ. Распределение материальных и духовных ценностей. Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности. Согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей. Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя. Разработка правил и законов поведения людей и групп а в обществе. Контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы. Определение целей, задач, путей развития общества. Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ. Распределение материальных и духовных ценностей. Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности. Согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей. Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя. Разработка правил и законов поведения людей и групп а в обществе. Контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.
Политическая система Требования Решение Действия Поддержка Вход Выход Окружающая среда
а) работа по регулированию и формулированию требований партиями, профсоюзами, общественно-политическими организациями, гос. деятелями в рамках политической системы для предохранения её от перегрузок в связи с широким спектром требований. б) механизм обратной связи – действия и решения властей вызывают либо поддержку властей обществом, либо новые требования к властям в рамках системы. а) работа по регулированию и формулированию требований партиями, профсоюзами, общественно-политическими организациями, гос. деятелями в рамках политической системы для предохранения её от перегрузок в связи с широким спектром требований. б) механизм обратной связи – действия и решения властей вызывают либо поддержку властей обществом, либо новые требования к властям в рамках системы.
глобальный (мировой) региональный Национально-государственный
Стабильные (устойчивые) Нестабильные (неустойчивые) Выражают волю большинства населения, распределение политической власти соответствует расстановке социальных сил в стране.
диктатура Отсутствие гарантий политических свобод, принципа разделения властей и верховного права. Неприятие демократических принципов управления.
а) небольшое число носителей власти. б) Неограниченность власти, отсутствие реальных демократических механизмов контроля за её осуществлением. При этом власть не произвольна и может опираться на силу законов, хотя эти законы принимаются на усмотрение правящей элиты. в) стремление использовать силу для разрешения конфликтных ситуаций. Хотя это не означает, что к силе прибегают автоматически и во всех случаях. г) недопущение реальной политической оппозиции и политической конкуренции. д) относительная закрытость правящей элиты, рекрутирование членов политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе открытых и честных выборов. а) небольшое число носителей власти. б) Неограниченность власти, отсутствие реальных демократических механизмов контроля за её осуществлением. При этом власть не произвольна и может опираться на силу законов, хотя эти законы принимаются на усмотрение правящей элиты. в) стремление использовать силу для разрешения конфликтных ситуаций. Хотя это не означает, что к силе прибегают автоматически и во всех случаях. г) недопущение реальной политической оппозиции и политической конкуренции. д) относительная закрытость правящей элиты, рекрутирование членов политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе открытых и честных выборов.
авторитаризм тоталитаризм Всеобщее проникновение моно идеологии (единственной разрешённой идеологии) во все подсистемы общества и постепенное поглощение общества и отдельной человеческой личности структурами партии- государства. Доминирование структур государства над обществом, примат исполнительной власти над законодательной и судебной.