ЦЕРКОВНЫЕ ШКОЛЫ монастырские школы епископальные (кафедральные) приходские школы
Монастырские школы Монастырские школы организовывались при монастырях, в них учились мальчики 7-10 лет, которых родители обрекали на будущее монашество. В качестве учителей выступали образованные монахи. В них преподавались грамматика, риторика, диалектика, позже арифметика, геометрия, геометрия, астрономия и теория музыки.
Епископальные (кафедральные) Епископальные (кафедральные) школы открывались в церковных центрах, местопребывания главы епархии. Содержание обучения в них было по тем временам довольно высоким. Помимо чтения, письма, счета и закона Божия, изучались грамматика, риторика и диалектика (трехпутье), а в отдельных сверх этого – арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки (четырехпутье).
Приходские школы были самыми распространенными. Школы размещались в доме священника или в церковной сторожке. Их посещали небольшие группы мальчиков, где за небольшую плату священник либо причетник обучал детей закону Божию на латинском языке, письму и церковному пению.
Аниций Манлий Торкват Северин Боэций ( ). Обучение в церковных школах повышенного уровня преподавалось по программе семи свободных искусств. Одним из первых формулу такой программы для средневековой Европы предложил Северин Боэций.
Учитель не щадил своих учеников за ошибки; жестокие телесные наказания были очень распространены и одобрялись церковью.
Фома Аквинский. ( гг.) Важную роль в становлении схоластики сыграл философ и теолог Фома Аквинский. Он пытался соединить светское знание и христианскую веру, поставив во главу постулаты религии.
Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»: верховая езда, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи.
Образование девушек знатного происхождения стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри, где проходили особый курс обучения. Некоторые знали прозу и поэтические произведения латинских авторов.
Многие городские школы были организованы по инициативе городских магистратов и преобразованы из прежних приходских школ. Эти школы обслуживали детей высших сословий. Преподавали в них светские учителя. Постепенно возникают учебные заведения и для девочек, но повсеместного распространения они не получают, а основным источником женского образования остаются монастыри.
Важной вехой в развитии педагогической науки и образования явилось создание первых средневековых университетов.
Парижский университет (1200)
Оксфорд (1206)
Болонский университет
Кембридж(1231)
Прервав над логикой усердный труд, Студент оксфордский рядом с нами плелся. Едва ль беднее нищий бы нашелся... Выносить Нужду и голод приучился стойко. Полено клал он в изголовье койки. Ему милее двадцать книг иметь, Чем платье дорогое, лютню, снедь. Чосер