Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы» МДОУ « Центр развития ребенка – детский сад 269»
Мир детского сознания - недалек. Он рядом, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка. Говорит нам его голосом, выражает себя в его поступках. Когда – то он был и нашим миром. Но мы ушли, а назад пути нет. Но почему - то хочется вернуться в него? Как же обмануть время? Как заглянуть в этот мир? Способ только один: жить, говорить, действовать с его посланниками – детьми… Е.В.Субботский
Задачи для детей: Образовательные - Расширить кругозор ребенка. -- Формировать умение ребенка задавать вопросы. -- Учить детей отвечать на вопрос, рассуждая, высказывая собственную точку зрения. --Учить добывать информацию через различные источники. Развивающие - Развивать у детей предпосылки диалектического мышления (способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости) -- Развивать психические процессы ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, воображение. -- Развивать связную речь. Воспитательные -- Воспитывать у детей интерес к процессу познания. -- Воспитывать самостоятельность и активность ребенка. -- Развивать коммуникативную культуру дошкольников.
Для педагога - Провести теоретический анализ роли вопросов на развитие познавательной активности ребёнка. - - Собрать банк вопросов. - - Изучить особенности детских ответов на вопросы. - - Создать речевую и поисковую среду. - - Освоить проектную технологию. - - Обеспечить тесный контакт с родителями по решению задач проекта.
Для родителей - Содействовать в отборе информации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. - Поддерживать в ребенке пытливость, любознательность через ознакомление с разными способами получения информации.
Стратегия и механизмы реализации проекта 1 этап. Аналитический 2 этап. Основной 3 этап. Итоговый
Основной этап Дети второй младшей группы Диагностика. Повседневное наблюдение. Педагог Оценка результатов диагностики. Изучение теории вопроса по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста. Создание картотеки вопросов. Родители Анкетирование. Индивидуальные собеседования. Предоставление и анализ информации по развитию познавательной активности через наглядно – информационный стенд
Дети средней группы Диагностика. Повседневное наблюдение. Использование вопросов при рассматривании предметов, картин. Использование вопросов в процессе наблюдения за природой. Игры «Цепочка вопросов», «Да-нет», «Придумай свой вопрос». Чтение художественной литературы, беседы после прочтения. Поощрение за активное участие (присвоение почетного звания «Почемучка») Педагог Оценка результатов диагностики. Создание картотеки игр по развитию познавательной активности. Обогащение картотеки вопросов. Оформление тетради «Веселые рассуждалки». Разработка сценариев мероприятий с родителями. Родители Анкетирование. Индивидуальные собеседования. Поиск родителями интересных вопросов для детей. Изучение и обсуждение ответов детей. Активизация детей к рассуждениям. Тематические встречи: "Волшебный мир книги» «Наши интересы и увлечения» «Телевидение в жизни семьи и ребенка».
Дети старшего дошкольного возраста Диагностика. Интеллектуальные разминки. Сотрудничество с библиотекой им. Е.Трутневой. Детское экспериментирование (поиск ответов). Чтение художественной литературы, беседы после прочтения. Знакомство с разными источниками получения информации: книга, Интернет, СМИ, человек (взрослый и сверстник), эксперимент. Игры «Цепочка вопросов», «Да - нет», «Придумай свой вопрос», «Что было бы если». Игры – рассуждалки.«Придумай загадку». Пятиминутки «Что тебя удивило», «Знаете ли вы», «Что самое, самое…» «Интервью» на тему. Конкурс «Внимание вопрос!»: самый забавный, самый интересный, самый короткий или длинный. Конкурс: «Самый наблюдательный» Поощрение за активное участие (присвоение почетного звания «Эрудит»)
Ожидаемые результаты Дети 1. Повышение уровня познавательной активности детей: - увеличение количества вопросов; - многообразие вопросов (из разных областей) - заинтересованное отношение к результату деятельности); - самостоятельная организация детьми экспериментирования. 2. Обогащение способов познания: - умение работать с книгами; - находить информацию в Интернете (совместно с родителями); - умение задавать вопросы взрослому и сверстнику. 3. Широкий кругозор: - знание из различных областей в соответствии с реализуемой программой; - увеличение количества ответов; - победы в конкурсах и викторинах.
4. Повышение уровня развития связной речи: - грамотная монологическая речь 5. Овладение детьми навыками сотрудничества и активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми: - умение обсуждать вопросы и ответы со взрослым и сверстниками; - умение сообща добывать информацию; - уменьшение конфликтных ситуаций со сверстниками.