Использование игровых приемов на демонстрационном материале в процессе внедрения ФГОС при формировании лексико – грамматических категорий у детей среднего возраста с ОНР. ГБОУ Школа 1028 Учитель-логопед Сучкова Е.В. Воспитатели: Рыбакова С.А. Куликова И.И.
Для детей среднего возраста с ОНР характерны следующие особенности речи: - крайне бедный словарный запас; - грубые нарушения грамматического строя речи; - низкий уровень навыков словообразования.
Для эффективного устранения этих нарушений в группе 7 (ОНР) ГБОУ Школа 1028 был создан наглядно- демонстрационный материал для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя- логопеда и воспитателей.
При создании представляемого наглядно- демонстрационного материала учитывались: - соответствие содержания ФГОС - соответствие содержания программе по устранению ОНР у детей среднего возраста - вариативность использования Для создания материала были использованы предметные картинки из пособия «Картинный словарь. Раздаточный материал для фронтальных и индивидуальных занятий. Часть 1» (издательство «Книголюб»).
Наглядно- демонстрационный материал по теме «Посуда»
Наглядно- демонстрационный материал по теме «Одежда»
Наглядно- демонстрационный материал по теме «Овощи»
Наглядно- демонстрационный материал по теме «Фрукты»
Наглядно- демонстрационный материал по теме «Домашние животные»
Наглядно- демонстрационный материал по теме «Дикие животные»
Наглядно- демонстрационный материал по теме «Домашние птицы»
Наглядно- демонстрационный материал по теме «Зимующие птицы»
Наглядно- демонстрационный материал по теме «Мебель»
Наглядно- демонстрационный материал по теме «Игрушки»
Представленный наглядно- демонстрационный материал позволяет формировать и закреплять следующие лексико-грамматические категории: образование формы множественного числа существительных (неваляшка – неваляшки) образование существительных с уменьшительно- ласкательным значением (неваляшка- неваляшечка)
согласование числительного с существительным (одна неваляшка, две неваляшки) образование формы родительного падежа существительных единственного и множественного числа( нет неваляшки, нет неваляшек) образование формы винительного падежа существительных единственного и множественного числа( вижу неваляшку, вижу неваляшек) согласование прилагательного с существительным в роде и числе ( неваляшка- красная, новая, красивая)
Варианты игровых приемов с использованием наглядно- демонстрационного материала: - игра «Один- много» - игра «Большой- маленький» - игра «Скажи, сколько?» - игра «Чего нет?» - игра «Что ты видишь?» - игра «Скажи, какой?»
Игра «Один-много» Вариант 1 Взрослый демонстрирует детям карточку и предлагает назвать предметы, нарисованные на ней, обращая внимание детей на правильное проговаривание окончаний. Вариант 2 Взрослый предлагает детям подобрать к карточке с изображением одного предмета карточку, на которой таких предметов много. Затем дети называют карточки, правильно проговаривая окончания.
Использование наглядно- демонстрационного материала в образовательных областях. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
В образовательных областях наглядно- демонстрационный материал используется для решения следующих задач:
Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Формирование элементарных математических представлений (количество и счет, величина, форма) Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей (предметное окружение, ознакомление с природой)
Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Формирование словаря Звуковая культура речи Грамматический строй речи Связная речь
Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» *Формирование целостной картины мира в процессе формирования интереса и потребности в чтении(в процессе знакомства с художественными произведениями,например р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Зимовье», « Лиса и козел», «Петушок и бобовое зернышко»; «Мяч» С.Михалков, «Бодливая корова» К.Ушинский, «Воробьишко» М.Горький, «Федорино горе» К.Чуковский)
Развитие продуктивной деятельности детей Рисование Лепка Аппликация Художественный труд
Спасибо за внимание!