МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 269» Стендовый доклад на тему: «Дидактическая игра как средство закрепления знаний детей старшего дошкольного возраста о еврейской национальной культуре» Каримова Татьяна Ивановна, воспитатель высшей категории
Одним из условий развития современного образования, является актуализация традиций национальной культуры. Закон РФ «Об образовании в РФ» основными концептуальными положениями определяет: приоритет общечеловеческих, национально-этнических ценностей, свободное развитие личности; общедоступность; вариативность образования.
В «Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации» отмечается, что модернизация российского образования, опираясь на общие тенденции мирового развития, должна отражать интересы российского общества и государства, связанные с формированием российской гражданской идентичности. Обеспечить удовлетворение такого запроса может целостная инновационная система поликультурного образования, учитывающая государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога и задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии.
Осознание человеком своей принадлежности культуре, интериоризация ее ценностей, выбор и осуществление культуросообразного образа жизни – одна из задач современного образования, свидетельствующая о необходимости введения ребенка в мир национальной культуры. Традиции не переходят автоматически от одного поколения к другому, их необходимо поддерживать, соотносить с действительностью, только тогда они превращаются в эффективное средство формирования личности. Они складываются на основе только тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную и личностную значимость.
Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям Выготского Л.С. рассматривается как «врастание в человеческую культуру». Социально-нравственное воспитание дошкольников закладывает основы личности ребенка. Ведь именно в дошкольном возрасте малыш получает первый опыт общения, он учится как правильно вести себя с близкими ему людьми и ровесниками, усваивает традиции и культуру своего народа.
Притча: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка? » воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной! » В нашей группе игра стала одним из средств ознакомления, закрепления, уточнения и расширения знаний детей о национальной культуре. Дидактическая игра - это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка. Для детей оформлена игротека национальных дидактических игр. Главная их особенность состоит в том, что играя, дети усваивают названия основных еврейских праздников и их символов, буквы и слова, написанные на иврите, знакомятся с особенностями климата, растительным миром, историческими ценностями Израиля.
Игротека: «Разные виды лото» цель: закрепление в игровой форме названий предметов окружающего мира на иврите.
«Домино» цель: закрепление знаков - символов еврейских праздников
«Вкладыши» с сюжетами национальных традиций цель: уточнение и закрепление особенностей и традиций национальных праздников; составление описательных рассказов
Пазлы с буквами и словами на закрепление названий предметов и явлений окружающего мира на иаврите
«Четвертый лишний» цель: закрепление названий на иврите предметов, символов праздников
«Алфавит» цель:закрепление слов и букв на иврите
Любая из представленных игр решает как познавательную, так и воспитательную задачи, направленные на знание языка, культурных ценностей, на формирование национального самосознания у дошкольников.