Игровые технологии в образовательном процессе детского сада Валяс М.О., педагог-психолог Тамбов 2015
Игровая педагогическая технология отбор, разработка, подготовка игр включение детей в игровую деятельность осуществление самой игры подведение итогов, результатов игровой деятельности
Концептуальные основы игровой технологии Игровые приёмы - средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель, правила игры; учебный материал -средства игры; игровой результат. Образовательный процесс объединён общим содержанием, сюжетом, персонажем Игровой материал активизирует образовательный процесс, повышает эффективность освоения учебного материала
Цель игровой технологии Создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости уровня развития детей
Задачи технологии Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность
Соответствие требованиям Технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы Научная база – опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов Эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения. Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях
Развивающие возможности Возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли Быть лично причастным к изучаемому явлению Прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях»
Значение игровой технологии Способ развивающего обучения Деятельность для реализации творчества ребёнка Метод терапии Первый шаг социализации ребёнка в обществе
Условия успешности применения Владение воспитателем методикой игровой деятельности Профессиональное мастерство педагога при организации и руководства различными видами игр Учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей
Формы использования Для освоения темы или содержания изучаемого материала В качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля)
Требования к организации игровой технологии выбор игры – зависит от воспитательных задач, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей предложение игры – создаётся игровая проблема объяснение игры – кратко, чётко игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры организация игрового коллектива – каждый ребёнок может проявить свою активность и организаторские умения развитие игровой ситуации – поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности окончание игры – анализ результатов нацелен на практическое применение в реальной жизни
Виды педагогических игр По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические и т.д. По характеру педагогического процесса – обучающие, познавательные, воспитательные, развивающие По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т.д.
Роль общения педагога и детей повышает познавательный интерес вызывает эмоциональный подъём способствует развитию творчества максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий
Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе, дошкольники легче усваивают материал любой сложности