То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю.
Система работы по организации опытно- экспериментальной деятельности Работа с детьми Взаимодействие с педагогами Взаимодействие с родителями Опыты и наблюдения на занятиях Опыты и наблюдения в свободной деятельности
Цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДО:
формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей); расширение перспектив развития опытно- экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности; расширение кругозора детей посредством введения в более широкую пространственную и временную перспективу; воспитание у дошкольников гуманно- ценностного отношения к окружающей действительности.
Одним из условий решения задач по опытно- экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды.
Формы работы с родителями: оформление наглядной агитации; групповые родительские собрания; общие родительские собрания; «Дни открытых дверей»; совместные экскурсии; привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, развлечений, открытых мероприятий; организация тематических выставок совместного с детьми творчества.
Сформировался следующим образом : ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить; предлагает различные варианты ее решения; проверяет эти возможные решения, исходя из данных; делает выводы. Алгоритм организации детского экспериментирования
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека могут быть использованы следующие методические приемы: наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?»; для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый);
Методическое обеспечение Картотека опытов и наблюдений. Перспективное планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности. Таблицы, картины, карточки-схемы. Материал для взаимодействия с родителями. Методическая литература по организации опытно-экспериментальной деятельности.