Урок музыки в 5 классе «Мир русской песни» Мазурова Татьяна Михайловна, учитель музыки, МОУ «Гимназия 150», г. Омск, 2010
Цель урока: - понять, какие стороны жизни отражала русская песня
Основополагающий вопрос: Зачем нам нужна песня? Проблемный вопрос: Почему нам интересна песня?
Шишкин Иван Иванович ( ) – русский живописец. Передвижник. Раскрыл красоту, мощь и богатство русской природы (преимущественно лесной). Шишкин знал природу «учёным образом». Из этого знания и любви к ней родились образы, которые стали своеобразными символами России.
LEGATO - (легато) – «плавно, связно» Между звуками по время исполнения не образуются паузы. Распевы
Поленов Василий Дмитриевич ( ) – русский живописец. Передвижник. Пленэрные пейзажи, картины на бытовые, исторические, евангельские сюжеты. Театральный художник, организатор народного театра. Автор музыкальных сочинений (опера «Призраки Эллады», романсы).
Аккомпанемент
Левитан Иссак Ильич ( ) – русский живописец. Передвижник. «Певец русской природы», «чуткая поэтическая душа». Его творчество – воплощение идеи лирического пейзажа.
Вывод: Русская народная песня отражала: природу России, её пейзажи быт, чувства и переживания людей будни и праздники народа
Домашнее задание; С.8 Какие народные песни ты полюбил ещё в детстве? Кто тебе их пел?
Что узнали на уроке - об особенностях жанра «песня» - народная песня, авторская песня -познакомились с пейзажами И. Шишкина, В. Поленова, И. Левитана -о средствах музыки в создании образа (мелодия – характер, легато, распевы; звуковая изобразительность – колокольные звоны) - о песенной культуре русского народа
Науменко Т.И., Музыка. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений /Т.И. Науменко, В.В. Алеев.- 7 – е изд., стереотип.-М.: Дрофа, Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Музыка. 5 кл. Фонохрестоматия.-М.: Дрофа, 2009, 2 CD Науменко Т.И., Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 кл.: пособие для общеобразоват. Учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.- М.: Дрофа, 2010 Русские народные песни. Мелодии и тексты: М:, Издательство «Музыка»: С. 25 Русские художники: Энциклопедический словарь.- СПб.: Азбука, С.348; С. 480; С.702 Всегда рядом
Спасибо за творчество на уроке музыки!