ОХРАНА ТРУДА учителя Синдром эмоционального выгорания Топчий Ирина Викторовна учитель основ здоровья Запорожской гимназии 11
В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе.
Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно - психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Профессиональный труд педагога отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают " педагогический кризис ", " истощение ", " выгорание ".
Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога.
Среди основных причин, провоцирующих у педагогов синдром эмоционального выгорания, можно выделить: O плохое материальное положение, незащищенность, O социальная несправедливость, O потеря социальной престижности ; O а также высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, коммуникативная нагрузка.
В целях направленной профилактики СЭВ следует: O стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки ; O учиться переключаться с одного вида деятельности на другой ; O проще относиться к конфликтам на работе ; O не пытаться быть лучшим O всегда и во всем.
Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.
Конечно, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет и суда нет, как говорят в народе.
Естественные способы регуляции организма и саморегуляция Наверняка вы интуитивно используете многие из них : O это длительный сон, O вкусная еда, O общение с природой и животными,
O баня, O массаж, O движение, танцы, O музыка и многое другое.
К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.
Поэтому специалисты рекомендуют использовать следующее: O смех, улыбка, юмор ; O размышления о хорошем, приятном ; O различные движения типа потягивания, расслабления мышц ; O наблюдение за пейзажем за окном ; O рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей ;
O мысленное обращение к высшим силам ; O вдыхание свежего воздуха ; O чтение стихов ; O высказывание похвалы, комплиментов кому - либо просто так.
Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!
Использованные ресурсы O 41/ O O ogo_razmera/animacii_ko_dnju_uchitelja/
Авторская страничка Топчий ИринаВикторовна Запорожская гимназия 11 учитель высшей категории учитель - методист