Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Учитель информатики Фролова Е.А. МОУ СОШ 22 г.Томска
Какие ассоциации у Вас вызывает словосочетание «исследовательская работа»? Исследовательская работа проблема поиск решение наблюдение анализ гипотеза аргументы эксперимент
1. Выбор темы учениками, проблемы, цели, задачи; 2. Выбор способа исследования(сравнения, собственные открытия); 3. Нехватка оборудования; 4. Проблема с подачей материала; 5. Проблема с выводами; 6. Ученики плохо владеют научным стилем общения, культурой речи, умением вести дискуссию; 7. Практическое применение. Типичные трудности, с которыми сталкивается учитель В практике подготовки школьников к исследованию и представлению работы на конференцию
Соотнесите следующие характеристики деятельности с определениями исследовательской и реферативной работы 1. Выдвижение гипотез, прогнозирование; 2. Обзор источников, наиболее полно освещающих выбранную проблему; 3. Представление разных точек зрения на проблему; 4. Анализ и оценивание разных точек зрения; 5.Развёрнутые доказательства, рассуждения по теме; 6. Проведение и описание эксперимента; 7. Обучение навыкам грамотного обзора литературы; 8. Поиск существенного и нового в решении проблемы; 9. Обучение алгоритму ведения исследования. Реферативная работа Исследовательская работа
Реферативно- исследовательская работа Творческая работа
Какой этап вызовет трудности у юных исследователей? Определение объектной области, объекта и предмета исследования Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности Изучение научной литературы и уточнение темы Формулирование гипотезы Формулирование цели и задачи исследования
Тема исследования Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определённом аспекте, характерном для данной работы Соответствие возрасту ребёнка нестандартность актуальность Предметный интерес Новизна для ребёнка
гипотеза На мой взгляд… Если…, то… При условии…, произойдёт… Так, как…, то…
Методы исследования Теоретические ЭмпирическиеМатематические 1. Поиск и изучение литературы 2. Изучение материалов СМИ 3. Анализ и синтез 4. Абстрагирование 1. Опыт 2. Наблюдения 3. Эксперимент 4. Сравнение 5. Анализ 1. Моделирование 2. Построение диаграмм 3. Построение графиков 4. Анкетирование
В процессе эксперимента возможно изучение явления в «чистом виде», т.е.объективно; Эксперимент позволяет исследовать свойства объектов в экстремальных условиях; Достоинством эксперимента является его повторяемость, т.е. возможность проверки и перепроверки полученной информации; Измерение – представляет собой процедуру определения численного значения величины посредством единицы измерения. Ценность этого метода заключается в том, что он даёт точные, определённые сведения об окружающем мире. Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:
Сделать открытие, новое знание ЦЕЛЬСоздать продукт, который улучшает действительность или будущее. Направлен на изменение действительности Область научных знаний предмет Организация деятельности, чтобы изменить мир Новые знания, открытия результат Что нужно сделать, чтобы пригодился в мире продукт Исследование Признак различия проектирование
/practice_all/liverts.htm; otehnologiu_ html; Список источников информации