ОБЩИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ
Цель занятия: изучение особенностей составления и оформления служебных документов; знакомство с особенностями языка и стиля служебных документов.
Вопросы для изучения: 1. Служебная переписка на предприятии. 2. Деловая речь и ее грамматические особенности. 3. Логическое построение документов.
Письмо обобщенное название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте, курьером, посредством факсимильной связи, электронной почтой и т. д. рекомендуется.
Стадии подготовки письма: - изучение существа вопроса; - сбор необходимых сведений; - подготовка проекта письма; - согласование проекта; - подписание руководителем.
наименование организации и ее справочные данные; дата, регистрационный номер; ссылка на дату и номер полученного письма (в письмах-ответах); адресат; заголовок к тексту (отвечающий на вопрос "о чем?"); текст; отметка о наличии приложений; подпись; отметка об исполнителе. Реквизиты письма :
Виды писем: - Письмо-просьба - Письмо-запрос - Письмо-предложение - Сопроводительное письмо - Гарантийное письмо - Письмо-подтверждение - Письмо-извещение - Письмо-напоминание - Письмо приглашение - Циркулярные письма
Особенности деловой речи: Ясность - простой, понятный язык без злоупотребления иностранными словами, жаргоном. Точность - приведенные факты отражают действительное положение вещей.
Краткость - полнота содержания документа, а также ясность и точность изложения достигнуты без лишних слов, фраз и повторений. Систематичность - логическая последовательность изложения документов.
Три логических элемента письма: заключение; доказательство; введение.
Деловая часть письма, содержащая формулировку его цели, называется заключением. Цель доказательства - доказать адресату целесообразность, необходимость, своевременность требования, содержащегося в заключении. Во введении указывают причины составления документа, иногда кратко излагают историю вопроса, если необходимо ссылаются на директивы вышестоящих органов.