Прав ли бы Талейран, когда говорил? «Кто владеет информацией, владеет миром?» Шарль Морис де Талейран-Перигор ( ) французский политик и дипломат, занимавший пост министра иностранных дел при нескольких режимах, начиная с Директории и кончая правительством Луи-Филиппа. Имя «Талейран» стало едва ли не нарицательным для обозначения хитрости, ловкости и беспринципности ДиректорииЛуи-Филиппа
Интересные факты Общая сумма информации, собранной во всех библиотеках мира, оценивается как Самая высокая известная нам плотность информации в молекулах ДНК Если бы вся эта информация была записана в молекуле ДНК, для нее хватило бы одного процента объема булавочной головки. Как носитель информации, молекула ДНК эффективней современных кварцевых мегачипов в 45 миллионов миллионов раз.
Информация – это 1.в переводе с латинского языка (informatio) – разъяснение, изложение; 2.для конкретного человека – интересующие его сведения об окружающем мире; 3.в широком смысле слова – отражение реального мира, выражаемое в виде сигналов и знаков; 4.в теории связи – сообщение в форме знаков или сигналов, которые хранятся, обрабатываются и передаются с помощью технических средств; 5.в теории управления – знания, которые используются в управлении для сохранения и развитии системы; 6.в теории информации – сведения, которые уменьшают существующую до их получения неопределенность; 7.в философии – отраженное многообразие, возникающее в результате взаимодействия объектов; 8.в информатике – продукт взаимодействия данных и методов их обработки, адекватных решаемой задаче.
Цивилизация – это информация
Виды информации По способу восприятияПо форме представления По субъектам обмена По общественному значению визуальная (зрительная) аудиальная (звуковая) обонятельная (запахи) вкусовая тактильная числовая текстовая графическая звуковая анимационная социальная социотехническая техническая биологическая генетическая личная специальная общественная
Упражнение 1 Приведите примеры: А) информации, представленной в текстовой, числовой, графической формах. Б)использования числовой информации вместе с текстовой, графической вместе с числовой.
Свойства информации 1.Достоверность – отражение истинного положения дел; 2.Объективность – нет зависимости от чьего-либо мнения, суждения; 3.Полнота – достаточность для понимания и принятия решения; 4.Актуальность (Своевременность)– важна, существенна для настоящего времени. 5.Понятность – выражена на понятном для получателя языке; 6.Полезность(ценность) – оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью. 7.Доступность – возможность ее получения. 8.Удобство восприятия 9.Логичность 10.Компактность представления
Упражнение 2 Определите свойства информации: 1.Дошкольник спрашивает старшеклассника: « Как светит лампочка?». В ответ слышит: «Существует две теории света – волновая и корпускулярная. Согласно первой…» 2.Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: «Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?» Оракул ответил: «государь, ты разрушишь великое царство.» Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: «Государь, а разве твое царство было не велико?»
Знание – это проверенный практикой результат познания человеком окружающего мира, это та информация, которую человек понял, запомнил и применяет в своей деятельности. Виды знаний 1)Декларативные – «Я знаю, что..» 2) Процедурные – «Я знаю, как»
Упражнение 3 Из предложенного списка выберите декларативные и процедурные знания: а) чтобы определить кислотность раствора, нужно опустить в него лакмусовую бумажку и посмотреть на ее цвет: если цвет красный, то раствор кислотный; если цвет синий, то раствор щелочной; если цвет не изменился, то раствор нейтральный. б) Вашингтон столица США, в) чтобы найти площадь прямоугольника, нужно его ширину умножить на длину, г) для определения числа решений квадратного уравнения нужно вычислить его дискриминант: если он меньше 0, то решений нет; если равен 0, то решение одно; если больше 0, то решений 2, д) А.С. Пушкин автор поэмы «Полтава», е) Н. Винер основатель кибернетики, ж) чтобы сократить дробь, нужно найти наибольший общий делитель числителя и знаменателя и разделить на него и числитель, и знаменатель, з) для удаления текущего файла с помощью Norton Commander нужно нажать клавишу F8, и) Юрий Гагарин первый космонавт.
Взаимосвязь сведений, информации и знаний Сведения – это сведения, которые человек получает из различных источников Информация – это сообщение, которое удовлетворяет свойствам информации Знание – это информация, которую человек может осмыслено воспроизвести и применяет на практике
Домашнее задание 1. Приведите примеры: А) достоверной, но необъективной информации; Б) объективной, но недостоверной информации; В) полной, достоверной, но бесполезной информации; Г) неактуальной информации; Д) актуальной, не непонятной информации. 2.Из приведенного перечня выберите те свойства информации, от которых в наибольшей степени зависит качество решения, принимаего на основе информации: а) полнота, б) понятность, в) актуальность, г) объективность, д) достоверность, е) полезность, ж) компактность представления, 3) удобство восприятия и) логичность. 3.Перечислите свойства информации для следующих информационных объектов: А) сочинение на заданную тему; Б) решение задачи по геометрии; В) реферат по истории.