Афинская демократия
«Человек не может обходиться без орудий. Одни из этих орудий являются одушевленными, другие неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и самое совершенное из всех орудий» «Наш государственный строй служит для подражания другим. Он называется демократическим, потому что основан не на меньшинстве, а на большинстве граждан… Бедность и темное происхождение или низкое общественное положение не мешают человеку занять почетную должность, если он способен оказать услуги государству» Афинская демократия Как вы думаете, можно ли учиться у афинян? Как вы думаете, можно ли учиться у афинян? Как могли сочетаться рабство и демократия?
Свободный человек, член общины, владелец земли, обладающий правами и обязанностями Человек лишенный свободы, принадлежащий другим людям Государство – Демократия – Полис – Раб – Гражданин - Афинская демократия Организация управления обществом, людьми на определенной территории Община свободных полноправных граждан Способ правления при котором вопросы решают большинством голосов. Вспомним изученное. 1
Как изменилось положение Афин после греко-персидских войн? Афинская демократия Вспомним изученное. 2 Афины были разгромлены персами Афины подчинили другие полисы Афины разгромили персов Афины подчинились Спарте Афины были полностью разорены Афины разбогатели
план 1. Управление Афинами 2. Перикл 3. За пределами демократии Афинская демократия
Управление Афинами Афинская демократия Солон (Σόλων) 594 г. до н.э.
Архонты Ополчение Народное собрание Граждане Переселенцы Рабы Аристократы Демос Ареопаг Афинская демократия Вождь Жрец Судья Законы
Архонты Ополчение Верховный суд Народное собрание Капитаны Всадники Гоплиты Феты Афинская демократия Граждане Переселенцы Рабы Стратеги Казначеи Жрецы
Перикл (Περικλέης) 443 – 429 г.г. до н.э. П ерикл с 443 г. до н. э. стал во главе афинского государства. С именем Перикла связаны законодательные мероприятия, которые привели к развитию демократии. П ри Перикле был создан специальный фонд для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра; велось строительство общественных зданий на Акрополе В 430 г. до н. э. он не был избран стратегом, В 429 г. до н. э. он вновь стал стратегом, но в том же году умер от чумы. Афинская демократия
За рамками демократии ? Переселенцы – метеки Права Обязанности Платить налоги Подчиняться законам Подчиняться гражданам Нести военную службу Афинская демократия
За рамками демократии Афинская демократия Пленные Пиратство Рудники Домашние работы Сельское хозяйство Ремесло Рынок рабов Дети рабов
Платон добавлял: «Чтобы рабы подчинялись, они не должны быть соотечественниками... За провинности нужно рабов наказывать... Каждое обращение к рабу должно быть приказом... Никогда не надо шутить с рабами». Ксенофонт также высказался по этому повода: «Для рабов же и такое воспитание, которое кажется чисто животным, годится, чтобы научить их повиноваться...» Аристотель писал: «Человек не может обходиться без орудий. Одни из этих орудий являются одушевленными, другие – неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий» Выводы Источник Афинская демократия
Как могли сочетаться рабство и демократия? Свободой и защитой государства пользовались только полноправные граждане Афин. Для того чтобы демократия в Афинах могла существовать был необходим труд рабов. Афинская демократия
Источники: 1. Методические рекомендации к курсу "История Первобытного и Древнего мира": 5 класс - Автор: Данилов Д.Д., Монченко Л.Н. Издательство: М: Баласс Год издания: История Древнего мира: Учебник для 5 класса основной школы с. Колпаков С.В., Рогожкин В.А., Тырин С.В. М: С-Инфо /Баласс (2004 г.) 3. Программа «Российская и всеобщая история для 5 – 9 классов» 4. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В., Кузнецова С.С., Николаева А.А. Всеобщая история. Древний мир: учебник для 5-го класса основной школы. – М. Баласс, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: ИНТЕРНЕТ-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВИКИПЕДИЯ %D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE% D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F – Статья АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ %D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE% D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F 3. %D0%B8 - статья МЕТЭКИ %D0%B8 4. %D0%BA%D0%BB - Статья ПЕРИКЛ. %D0%BA%D0%BB
Авторские данные. АВТОР: КАЗАРИНОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА, УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ 18 ЛЕТ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ 4 ИМ.А.С. ПУШКИНА, Г. ЙОШКАР-ОЛА», РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ ПРЕДМЕТ: ИСТОРИЯ ТЕМА: АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ