Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. сказанное русское слово. Н.В. Гоголь Н.В. Гоголь
Роль наречий в художественном тексте
Живописать, -сую, -суешь; совершенного и несовершенного, (устаревшее). Описать живо, картинно. (из словаря С.И. Ожегова) (из словаря С.И. Ожегова) Живописать – писать живо, ярко, образно, выразительно.
Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы, и по вершинам их вдруг прошёлся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно. Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы, и по вершинам их вдруг прошёлся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно.
Случайно я посмотрел направо и увидел Случайно я посмотрел направо и увидел конец нашего поезда, он был полукруглый, как хвост. Я тогда посмотрел налево и увидел наш паровоз, он вовсю карабкался вверх, как какой-нибудь жук. И я тогда догадался, что здесь поворот. А рядом с поездом была тропочка, совсем узкая, и я увидел, как впереди по этой тропочке идёт человек. Издалека мне показалось, что он совсем маленький, но поезд всё-таки шёл быстрее его, и я постепенно увидел, что он большой. конец нашего поезда, он был полукруглый, как хвост. Я тогда посмотрел налево и увидел наш паровоз, он вовсю карабкался вверх, как какой-нибудь жук. И я тогда догадался, что здесь поворот. А рядом с поездом была тропочка, совсем узкая, и я увидел, как впереди по этой тропочке идёт человек. Издалека мне показалось, что он совсем маленький, но поезд всё-таки шёл быстрее его, и я постепенно увидел, что он большой.
Батька задом отступает, Заводила знак даёт. Батька сына вызывает, Выступая наперёд. Вышли биться Насовсем. Батьке – тридцать, Сыну – семь. Батька – щёлком, Батька – дробью, Батька с вывертом пошёл, Сын за батькой исподлобья Наблюдает, как большой. Батька кругом, Сын волчком. Не уступает нипочём. А батька – рядом, Сын вокруг И не даётся на испуг. А батька – этак, А батька – этак, Сын вот так И не отходит ни на шаг. И оба пляшут от души, И оба вместе хороши, И оба – в шутку и всерьёз, И оба дороги до слёз.
Направление движения Характер движения Проявление различных чувств
Направление движения Характер движения Проявление различных чувств Задом КругомВокруг Наперёд Ни на шаг Щёлком Дробью С вывертом Волчком Этак Вот так От души В шутку Всерьёз До слёз Исподлобья
С вывертом(разг.) выверт – неестественное телодвижение С вывертом(разг.) выверт – неестественное телодвижение Нипочём(прост.) – ни в коем случае, ни за что Нипочём(прост.) – ни в коем случае, ни за что Исподлобья – из-под насупленных бровей, недоверчиво. Исподлобья – из-под насупленных бровей, недоверчиво.
Понемногу НаправоВпереди ИздалекаНасовсемисподлобья Далеко-далёко Долго-долго Крепко-накрепко По-русски По-осеннему На испуг В шутку До слёз
Трудно светиться и петь нелегко. Там, где черёмухи светятся пышно, Там, где пичужки поют высоко, Кратенький век проживая бескрышно, - Только и видно, только и слышно: Трудно светиться и петь нелегко.
Окказиональный, -ая, -ое; -лен, -льна; (книжн.) Случайный, единичный. Окказиональные слова (индивидуальные неологизмы) (из словаря С.И. Ожегова) (из словаря С.И. Ожегова) Окказионализм – слово, придуманное поэтом.
Выводы: 1.Наречия, выражая признак действия, выступают в роли эпитета. Такие наречия эмоционально окрашивают действие, уточняют и конкретизируют описание целой картины. Без них утратились бы живописность, эмоциональность, экспрессия, точность авторских характеристик. 1.Наречия, выражая признак действия, выступают в роли эпитета. Такие наречия эмоционально окрашивают действие, уточняют и конкретизируют описание целой картины. Без них утратились бы живописность, эмоциональность, экспрессия, точность авторских характеристик. 2. Мы с вами определили одну из важных функций наречия в художественном тексте: характеризуя действие или признак, оно способствует точности описания и служит средством связи предложений. 2. Мы с вами определили одну из важных функций наречия в художественном тексте: характеризуя действие или признак, оно способствует точности описания и служит средством связи предложений. 3. Наречия, характеризуя действия или признак, придаёт им точность (вчера, здесь, направо), образность (звонко, остро, пышно), «живописует» глагол. 3. Наречия, характеризуя действия или признак, придаёт им точность (вчера, здесь, направо), образность (звонко, остро, пышно), «живописует» глагол. 4. Писатели и поэты часто создают собственные, оригинальные наречия. 4. Писатели и поэты часто создают собственные, оригинальные наречия.