ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА Тема 6
Вопросы: 1. Кардиналистская теория полезности 2. Ординалистская теория полезности
Теория потребительского выбора Изучает поведение потребителя на рынке. Потребительское поведение - это совокупность признаков и показателей, характеризующих действия потребителей, включая их потребительские предпочтения, спрос на товары и услуги, структуру потребления, способы использования доходов.
1. Кардиналистская ( количественная ) теория полезности Последняя треть XIX в. К. Менгер, Л. Вальрас, А. Маршалл и др. Гипотеза о соизмеримости полезностей различных благ
Полезность Величина удовольствия от потребления единицы блага. Измеряется в абстрактных единицах - ютилях ( от англ. utility - полезность ). Общая полезность Предельная полезность
Общая и предельная полезности Кол-во благ Общая полезность (ТU) Предельная полезность (MU)
Общая полезность (Total utility) общая удовлетворенность от потребления блага Q TU TU 5 =32 TU 4 =32 TU 3 =30 TU 2 =24 TU 1 =14
Предельная полезность (Marginal utility) добавочная полезность, которую приносит потребителю использование дополнительной единицы данного блага.
Графики общей и предельной полезности Q TU MU MU 1 =14 MU 2 =10 MU 3 =6 MU 4 =2 MU 5 =0 TU 1 =14 TU 2 =24 TU 3 =30 TU 4 =32 TU 5 =32 TU – общая полезность МU – предельная полезность
Закон убывающей предельной полезности По мере роста потребления однородных благ суммарный полезный эффект от них увеличивается, но одновременно неуклонно убывает предельная полезность каждой дополнительной единицы этого приращения : MU=d(TU)/dQ Убывание полезности дополнительных единиц блага означает постепенное насыщение благом. Принцип убывающей предельной полезности называют первым законом Госсена.
Исключение из закона убывающей предельной полезности Во многих случаях предельная полезность сначала растет, а лишь затем начинает снижаться. Это явление возникает для небольших порций делимых благ.
Формула предельной полезности MU - предельная полезность блага; ТU - общая полезность блага; Q - количество единиц блага.
Парадокс воды и алмаза (XIX в.) Почему вода, обладая высокой общей полезностью, имеет низкие цены, по сравнению с алмазами, общая полезность которых гораздо ниже. Ответ найден в ХХ в.: величина запасов воды и алмазов различна. Вода имеется в изобилии, а алмазы – редкое благо. Это означает, что общая полезность воды большая, а предельная – низкая, в то время как общая полезность алмазов маленькая, а предельная – высокая. Цены определяются предельной полезностью !
Парадокс воды и алмаза (XIX в.) P P QQ00 S D D S Вода Алмаз Q1Q1 Q1Q1 P1P1 P1P1 Общие издержки Общие издержки Излишек потребителя Излишек потребителя
Равновесие потребителя в кардиналистской теории Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности денежного дохода. Максимизируя полезность, покупатель действует в соответствии с законом равных предельных полезностей на единицу своих денежных расходов.
Равновесие потребителя в кардиналистской теории MU - предельная полезность блага; Р - цена блага.
Пример максимизации полезности для потребителя QMU A MU A /P A MU B MU B /P B Пусть: Y= 10 у.е; Р А =1 у.е.; Р B =2 у.е.)
Последовательность покупок для достижения равновесия ВыборMU/PРешение Остаток А1 или В =8 12+ за 2 у.е. А1 или В2 10+ за 1 у.е 8-3 =5 10+ за 2 у.е. А2 или В =3 9+ за 2 у.е. А2 или В4 8+ за 1 у.е 3-3=0 8+ за 2 у.е.
Ответ Комбинация продуктов, максимизирующая полезность, представляет собой 2 А +4 В. Общая полезность при этом = = 96 отелей.
Еще один пример Цена булочки 4 р., цена сока 2 р. Максимум общей полезности достигается при наборе 1-й булочки и 2-х стаканов сока: TU = = 48
Ординалистская ( порядковая ) теория полезности Ф. Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий, Дж. Хикс и др. Предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной ( кардиналистская теория ), а относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя или ранг потребляемого блага.
Допущения теории потребления : 1) Суверенитет потребителя ( от фр. souverain - носитель верховной власти ). Способность воздействовать на производителя своим личным, самостоятельным решением покупать или не покупать тот или иной товар. 2) Множественность видов потребления 3) Ненасыщенность 4) Транзитивность если А, В и С являются комбинациями каких - либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то так же он безразличен в выборе между А и С.
Допущения теории потребления : 5) Субституция ( потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага В, которое является субститутом блага А ). 6) Убывающая предельная полезность ( предельная полезность какого - либо блага уменьшается с увеличением общего количества потребляемого блага ). 7) Полное расходование дохода на удовлетворение потребностей ( денежный доход потребителя ограничен ).
Потребитель определяет наборы благ, приносящие одинаковую удовлетворенность. Кривые безразличия
Построение
Кривая безразличия соединяет точки, показывающие такие наборы благ, которые для потребителя равноценны. QxQx QyQy U1U1
Предельная норма замещения - MRS (marginal rate of substitution) QxQx QyQy U А B C D y=3 y=2 y=1 Показатель, который позволяет определить объем товара, которым потребитель готов жертвовать ради увеличения потребления другого товара.
Кривая безразличия имеет отрицательный наклон. Кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, означает более предпочтительные наборы товаров. Кривые безразличия не пересекаются. К. Б. выпуклы к началу координат. QxQx QyQy U1U1 U2U2 U3U3 U4U4 Свойства кривых безразличия
Варианты кривых безразличия
Бюджетная линия Бюджетная линия используется для изображения множества доступных потребителю товарных наборов : I = P X X + P Y Y, где I - доход потребителя, Х и Y - количество товаров Х и Y, P X - цена товара Х, P Y - цена товара Y.
Уравнение бюджетной линии где I - доход потребителя, Х и Y - количество товаров Х и Y, P X - цена товара Х, P Y - цена товара Y.
Бюджетная линия Наклон бюджетной линии определяется соотношением цен товаров : I/P x I/P y При изменении дохода или пропорциональном изменении цен бюджетная линия сдвигается параллельно влево или вправо QxQx QyQy
Равновесие потребителя QxQx QyQy U2U2 А B C D U1U1 U3U3 U4U4 Е F F Равновесие потребителя устанавливается в точке Е (7,5; 3,8) Точки F не являются равновесными, т.к. соответствуют более низкому уровню полезности (U 2 <U 3 ) Если бюджет потребителя уменьшится, то бюджетная линия сдвинется влево и коснется точки С, в которой установится новое равновесие (6;1,8), соответствующее меньшему уровню полезности (U 1 <U 2 ) Если бюджет потребителя увеличится, то бюджетная линия сдвинется вправо и коснется точки D, в которой установится новое равновесие (8;5), соответствующее большему уровню полезности (U 3 <U 4 )
U 1 E2E2E2E2 Кривая «доход-потребление» U 2 U 3 U 4 E4E4E4E4 E1E1E1E1 E3E3E3E3 QyQy QxQx К 1К 1К 1К 1 К 2К 2К 2К 2 К 3К 3К 3К 3 К 4К 4К 4К 4 Обозначив точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями точками E1, E2, E3, и E4 и соединив их, мы получим кривую «доход–потребление».
Кривая «доход-потребление» I Q Продовольственные товары Малоценные товары Промышленные товары стандартного качества Высококачественные товары и услуги Нормальные товары и услуги - товары, спрос на которые увеличивается при росте дохода и уменьшается при его сокращении Малоценные (низкокачественные) товары – товары, спрос на которые уменьшается при росте дохода и увеличивается при его сокращении
Сдвиги бюджетной линии при изменении цены одного товара и кривая « цена - потребление » I/P x 1 I/Py При изменении цены товара Х и неизменности цены товара Y наклон бюджетной линии меняется: при снижении цены БЛ поворачивается против часовой стрелки, при увеличении цены – по часовой стрелке. QyQy I/P x 2 I/P x 3 QxQx I/P x I/P x 4 U 1 U 2 U 3 U 4 К 1К 1К 1К 1 К 2К 2К 2К 2 К 3К 3К 3К 3 К 4К 4К 4К 4 E2E2E2E2 E4E4E4E4 E1E1E1E1 E3E3E3E3 Обозначив точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями точками E 1, E 2, E 3, и E 4 и соединив их, мы получим кривую «цена–потребление».