Тема 1 «Общая характеристика рыночной экономики» ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ – это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены. КАК ПРОИЗВОДИТЬ – это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага. ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ – это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект. Задачи, которые должны решаться в любом обществе
ПРОИЗВОДСТВО – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. В процессе производства взаимодействуют основные факторы производства (ресурсы): Труд; Капитал; Земля; Предпринимательство. ПОТРЕБНОСТИ – состояние неудовлетворенности, нужда, которое человек стремится преодолеть. БЛАГО – это средство для удовлетворения потребностей. «Потребности безграничны – ресурсы ограничены» Общественное производство и богатство общества
Процесс воспроизводства ПРОИЗВОДСТВО Исходный пункт создания материальных и нематериальных благ. ПРОИЗВОДСТВО Исходный пункт создания материальных и нематериальных благ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ Размещение ресурсов и факторов производства. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ Размещение ресурсов и факторов производства. ОБМЕН Способствует увеличению богатства в обществе. ОБМЕН Способствует увеличению богатства в обществе. ПОТРЕБЛЕНИЕ «Отрицательное производство». В процессе потребления происходит уменьшение или разрушение полезности. ПОТРЕБЛЕНИЕ «Отрицательное производство». В процессе потребления происходит уменьшение или разрушение полезности.
Ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования: Кривая производственных возможностей Возможности Масло, млн. кг Пушки, тыс. шт Цена (альтернативная стоимость) 1 млн. кг масла, выраженная в тыс. шт. пушек A015- B1141 C2122 D393 E454 F505 Рисунок 1 – Кривая производственных возможностей Таблица 1 – Альтернативные варианты производства масла и пушек
РЫНОК – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, без личностном механизме ценовых сигналов. Рыночная экономика ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО Основная структурная единица. Потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. БИЗНЕС Деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). ПРАВИТЕЛЬСТВО Представлено бюджетными организациями, которые реализуют функции государственного регулирования экономики.
Условия возникновения рынка Общественное разделение труда и специализация Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности Экономическая обособленность (хозяйственная автономия) Сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию Свободный обмен ресурсами Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые буду подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности
Типы рыночных структур СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ Чистая монополия Монополистическая конкуренция Олигополия Характеризуется: 1)Множеством покупателей и продавцов; 2)Высокой мобильностью факторов производства; 3)Отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него; 4)Однородностью (стандартностью) продаваемой продукции; 5)Равным доступом всех участников рыночных отношений к информации. НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ На рынке одна фирма является продавцом В отрасли небольшое число фирм Сравнительно большое количество фирм, производящих разную продукцию
Спрос и предложение P P1P1 P2P2 Q Q2Q2 Q1Q1 D 0 Кривая спроса: P P1P1 P2P2 Q Q2Q2 Q1Q1 S 0 Кривая предложения: P P1P1 QQ1Q1 D 0 S E Цена равновесия: Точка E – точка равновесия рынка. При достижении т. Е экономическое движение прекращается.
Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения на изменения цены. Рассмотрим три варианта кривой спроса: Эластичность спроса и предложения P 3 1 Q31 D а) P 2 1 Q 3 1 D 0 в) 2 3 P 3 1 Q 21 D 0 б) 2 3 Общая выручка (валовый доход) продавца = P*Q а)падение цены в 3 раза вызвало рост спроса тоже в 3 раза: общая выручка не изменилась; б) снижение цены в 3 раза сопровождается ростом закупок лишь в 2 раза: общая выручка сократилась; в) объем спроса вырос больше, чем упала цена: выручка растет.
То, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены, характеризует степень ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕНЫ. Единичная эластичность: снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом величины спроса, общая выручка неизменна (Еd=1). Коэффициент эластичности спроса показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент. Эластичный спрос: снижение цены вызывает больший рост величины спроса (Еd>1). Неэластичный спрос: снижение цены вызывает меньший рост объема спроса (Еd<1).
Факторы, влияющие на степень эластичности спроса: Наличие товаров- субститутов (т.е. взаимозаменяемых товаров, например чай и кофе) Размер доходов потребителя Качество товаров Удельный вес товара в бюджете потребителя Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости Ожидания потребителя
Коэффициент эластичности предложения представляет собой отношение изменения предложения к его изменению цены: ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной среды. P Q 0 Es>1 Es=1 Es<1
Факторы, влияющие на степень эластичности предложения: Структура издержек на разных предприятиях Степень загрузки производственных мощностей Наличие свободной рабочей силы Скорость перелива капитала из одной отрасли в другую
Полезность ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ – т.е. добавочная полезность, прибавляемая каждой последней порцией товара. Закономерности процесса потребления: 1) Большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т.е. постепенно удовлетворяется по мере того, как используется благо; 2) Переход от неполного удовлетворения потребности к ее полному удовлетворению происходит не внезапно, а через более или менее многочисленные ступени.
ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ- по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.
Факторы производства ТРУД ЗЕМЛЯ КАПИТАЛ ПРЕДПРИНИМА- ТЕЛЬСТВО
Предельный продукт фактора производства показывает изменения в объеме выпуска продукции, вызванное использование дополнительной единицы данного фактора при неизменном количестве всех остальных. Закон убывающей предельной производительности факторов производства ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ (ДОХОДНОСТИ) ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА – по мере увеличения количества переменного фактора при неизменном количестве всех остальных факторов будет достигнут такой рубеж, после которого предельный продукт переменного фактора начнет уменьшаться.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!