Учитель: Комарова С.П., учитель русского языка и литературы МОУ – СОШ с. Александровское
«Вся жизнь это эксперимент. И чем больше вы делаете экспериментов, тем лучше». И чем больше вы делаете экспериментов, тем лучше». Ральф Уолдо Эмерсон Ральф Уолдо Эмерсон
это законченная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых.
образовательные: формирование умения узнавать причастия по признакам; находить и выделять на письме причастные обороты. находить и выделять на письме причастные обороты. формирования умения образовывать причастия; формирования умения образовывать причастия; формирование умения написания суффиксов причастий; формирование умения написания суффиксов причастий; формирование умения написания гласных в суффиксах причастий; формирование умения написания гласных в суффиксах причастий; формирование умения определять синтаксическую роль причастия формирование умения определять синтаксическую роль причастияразвивающие: развитие навыков исследовательской деятельности развитие умения сопоставлять и объяснять некоторые языковые явления. развитие умения сопоставлять и объяснять некоторые языковые явления. изучение различных взглядов учёных на языковые термины. изучение различных взглядов учёных на языковые термины. развитие умений полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике. развитие умений полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике.воспитательные: воспитание у учеников познавательного интереса к русскому языку воспитание бережного отношения к языку воспитание бережного отношения к языку
В основу Образовательного модуля положен компетентностный подход Изменения в структуре подачи Изменения в структуре подачи учебного материала учебного материала Изменён механизм подачи знаний Изменён механизм подачи знаний Изменены формы и организация Изменены формы и организация занятий занятий
п/п Тема урока Основные понятияФормы и результат деятельности 1Понятие о причастии 1Причастие – особая форма глагола. Умение узнавать причастие по признакам. Медиапрезентация. «Сказка о причастии». Систематизация знаний. Создание паспорта «Причастие» Приём РТВ «Укрась слово» 2Главные Признаки причастия 2Признаки глагола и прилагательного у причастия. Склонение причастий. Определение окончания причастий с помощью вопроса. 1 урок Работа в парах. Приём ТРИЗ «Морфологический ящик» «Орфографическая дуэль» 2 урок Игра «Теремок» «Задание для соседа» (составление и взаимопроверка усвоенных знаний) 3Понятие о Причастном обороте 2Понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правила его выделения запятыми. 1 урок. Работа в парах. Соотношение понятий – определяемое и зависимое слово. Презентация «Причастный оборот» Практикум. 2 урок. Приём ТРИЗ «МФО» (Метод фокальных объектов) Графический диктант.
Творческая работа 1Творческая работа по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы». Работа в малых группах. Презентация о картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы». Дополнить описание картины подходящими по смыслу причастиями. Образование причастий 3Значение действительных и Страдательных причастий. Способы образования причастий. Гласные перед суффиксами причастий. 2 урока. Мини – проекты «Страдательные причастия наст. времени» «Страдательные причастия прош.времени» «Действительные причастия наст.времени» «Действительные причастия прош. времени» 3 урок «Орфографическая дуэль». Тест.
6Полные и краткие причастия 1Полная и краткая формы причастия. Исследовательская работа. Вывод. Игра «Кто вперёд» 7Синтаксичес кая роль кратких и полных причастий 1Определения синтаксической роли в предложении полных и кратких причастий. Приём ТРИЗ «Системный оператор». (С.О.) (нахождения противоречий) Буквы Н и НН в суффиксах причастий 2Разграничение понятий причастия и отглагольного прилагательного. Написание НН в причастиях и Н в прилагательных, образованных от глаголов. 1 урок. Работа в группах Приём РКМЧП «Зигзаг» 2 урок. Работа в парах. Составление опорной таблицы (распределение информации) Приём РКМЧП «Лови ошибку» 8Повествован ие делового и научного стиля 1Разграничение понятий «научный стиль» и «официально – деловой стиль». Умение анализировать текст повествовательного типа, характеризовать и употреблять необходимые глаголы в нужной форме. Исследовательская работа Приём ТРИЗ «Системный оператор». (С.О.) (нахождения противоречий) Редактирование текстов. Самостоятельное составление текстов.
9Слитное и раздельное написание НЕ с причастия ми 2Правила написания НЕ с причастиями. Разграничение понятий: не – приставка, не – часть корня, не – частица. 1 урок. Работа в группах Приём РКМЧП «Зигзаг» 2 урок. Работа в парах. Составление опорной таблицы (распределение информации) Приём РКМЧП «Работаем волшебником» 10Написание причастий 2Диагностика и коррекция знаний и умений по теме «Причастие» Метод контрольных вопросов Составление кластера. Медиапрезентация – игра «Правописание суффиксов и гласных перед суффиксами причастий» «Диктант с дырками», «Проверяю себя» Работа в парах (сильный - слабый) Итоговый тест (разноуровневый) 11Урок – игра «Путешест вие по стране Причастие» 1Систематизация и контроль знаний о написании причастий Передвижение по станциям: «Теоретическая», «Конструирование», «Синтаксическая», «Образовательная», «Пунктуационная». 12Повествова ние в рассказе 1Сведения о композиции рассказа и языковых особенностях изобразительного изображения. Наблюдение. Работа в парах. Вывод.
Сочинение в жанре рассказа 1Умение создать свой текст, учитывая особенности композиции и изобразительного изображения. Индивидуальная работа по картинкам. Приём РКМЧП «Перепутанные логические цепи» 13Изложение2 Развитие речи, мышления и творческих способностей учащихся. Приём РКМЧП «Глоссарий» 14Контрольный диктант 1Контроль знанийТрадиционная форма 15Анализ диктанта. Работа над ошибками. 1Систематизация и коррекция знаний учащихся. Работа в группах по характеру ошибок, допущенных в изложении и диктанте. Помощь «Экспертов» Медиапрезентация «Практикум» 16Общее количество часов 25 часов из них 5 часов на развитие речи
Основные виды деятельности используемые технологии: 1. Работа с текстом: Работа с текстом: Работа с текстом: 2. Технология проектной деятельности. 2. Технология проектной деятельности. 3. Исследовательская деятельность 3. Исследовательская деятельность
сворачивание, распределение сворачивание, распределение информации информации технология РКМЧП технология РКМЧП приёмы РТВ и ТРИЗ приёмы РТВ и ТРИЗ составление опорных схем, составление опорных схем, конспектов, кластеров конспектов, кластеров
Мини – проекты учащихся по теме: «Действительные и страдательные причастия» причастия»
наблюдение над языковыми наблюдение над языковыми явлениями явлениями нахождение противоречий нахождение противоречий (различий) (различий) соотношение понятий соотношение понятий
1. Кластер 2. Таблица ЗХУ 3. Перепутанные логические цепи 4. «Лови ошибку» 5. Зигзаг Зигзаг 6. «Глоссарий»
Приём «Кластер»
Приём «Знаю – хочу узнать - узнал» Знаю(вызов) Хочу узнать (вызов)Узнал (реализация смысла или рефлексия) Работа в паре: что я знаю о теме урока? Формулирова ние целей Соотношение старой и новой информации
Класс делится на рабочие группы, индивидуальная работа в рабочей группе Обсуждение в экспертных группах плана ответа Возвращение в рабочие группы, обмен информацией Подведение итогов, выступление экспертов Темы: «Н и НН в суффиксах причастий» «НЕ с причастиями» «НЕ с причастиями» Приём «Зигзаг»
Прием «Зигзаг» 1 Экспертная группа 2 Экспертная группа 3 Экспертная группа 1 Рабочая группа 5 Экспертная группа 4 Экспертная группа
Прием «Глоссарий» Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
1. «Укрась слово» 2. «Создай паспорт» 3. «Морфологический ящик» 4. «Орфографическая дуэль» 5. Теремок 6. М.Ф.О. М.Ф.О. М.Ф.О. 7. Кто вперёд 8. С. О. С. О.С. О.
Имя Причастие Особые приметы Образовано от глагола Образовано от глагола Обозначает признак действия Обозначает признак действия Суффиксы: -вш-, -енн-, -т-, Суффиксы: -вш-, -енн-, -т-, -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-,-ш-, -нн- -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-,-ш-, -нн- Роль Является определением Делает речь образной, выразительной
1. Мы вошли в тёмный лес. 2. Потемневшая туча закрыла всё небо. 3. В осеннем лесу тихо падают пожелтевшие листья. 1233СловоТемныйПотемневшаяОсеннийПожелтевшие АМрачный Та, которая потемнела Бывает осенью Те, которые пожелтели В От существитель- ного От глагола От существитель- ного От глагола СПостоянныйВременныйПостоянныйВременный Вывод ПрилагательноеПричастиеПрилагательноеПричастие
1.сущ. + прич. (страдат., прош. вр., мн. числа Т.п) сущ. + прич. (действ. прич., наст вр., ж.р. П.п.) сущ. + прич. (действ. прич., наст вр., ж.р. П.п.) Существительное Причастие ПрилагательноеГлагол МедведьУставшийНеуклюжийРычит СолнцеСияющийЯркоеГреет 2. Д/з Написать сочинение – сказку
«Системный оператор»- это путь нахождения противоречий, позволяющий увидеть всё в развитии. Научный Официально – деловой Цель употребления Сфера употребления Речевые жанры Языковые средства Стилевые черты
На картине Маковского изображена гроза. На небе большая серая туча. Она закрыла почти всё небо. Солнце не видно. Ветер клонит к земле траву цветы и спелую рожь. Перед нами крестьянские ребятишки. Они ходили в лес за грибами. У девочки в переднике много грибов. Её льняные волосы растрепались от быстрой ходьбы и сильного_ ветра. На спине у неё маленький братишка. Он боится хоть на минуту оторваться от неё. Сердце девочки громко стучит: успеет ли она добраться до деревни, прежде чем яркая молния вспыхнет в черном небе, загрохочет гром и хлынет дождь. Вот уже на мостике. Вот – вот разразится гроза.
На картине Маковского изображена надвигающаяся гроза. На потемневшем небе большая серая туча. Она закрыла почти всё небо. Солнце не видно. Налетевший ветер клонит к земле траву цветы и спелую желтеющую рожь. Перед нами крестьянские ребятишки, убегающие от грозы. Они ходили в лес за грибами. У девочки в подвязанном переднике много грибов. Её льняные волосы растрепались от быстрой ходьбы и сильного ветра. На спине у неё маленький испуганный братишка. Он боится хоть на минуту оторваться от неё. Сердце девочки громко стучит: успеет ли она добраться до деревни, прежде чем яркая сверкающая молния вспыхнет в черном небе, загрохочет гром и хлынет дождь. Вот уже на прогнувшемся мостике. Вот – вот разразится гроза.
самостоятельно объяснять языковедческие самостоятельно объяснять языковедческие правила и термины; правила и термины; ориентироваться в информационном ориентироваться в информационном материале, материале, выделять главные мысли в тексте; выделять главные мысли в тексте; сворачивать информацию, читать и составлять сворачивать информацию, читать и составлять схемы, таблицы; схемы, таблицы; оформлять выводы; оформлять выводы; презентовать свои работы в различной форме; презентовать свои работы в различной форме; работать в группе и индивидуально; работать в группе и индивидуально; принимать решение; принимать решение; оценивать свою работу, работу группы. оценивать свою работу, работу группы.
Знания: Разноуровневые тесты Контрольный диктант Контрольный диктантУмения: Правильность оформления таблицы Правильность оформления таблицы Составление кластера, схемы Составление кластера, схемы Формулирование вывода Формулирование вывода
Отсутствие системы диагностических критериев и показателей результативности.