ПРЕЗЕНТАЦИЯ урока литературы по теме «ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН». Выполнила учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ 5» г. Оренбурга НАСЫРОВА Э.С. ПРЕЗЕНТАЦИЯ урока литературы по теме «ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН». Выполнила учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ 5» г. Оренбурга НАСЫРОВА Э.С.
ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН Заслуги в гробе созревают, Герои в вечности сияют. Г. Державин
Я связь миров повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь я раб я червь я бог!
«ОТЕЦ РУССКИХ ПОЭТОВ» В.Г.Белинский Поэт Новатор Гуманист Просветитель Гражданин Патриот Поэт Новатор Гуманист Просветитель Гражданин Патриот
«ПОИСКИ САМОГО СЕБЯ» Г.Державин принцип классицизма - принцип «подражания образцам»: влияние на формирование творчества Г. Р. Державина оказали: песни А. П. Сумарокова (гражданственный стиль «образца») творчество М. В. Ломоносова (утверждение положительного идеала путем показа положительного примера) поэзия В. А. Жуковского (внимание к внутреннему миру человека)
«ОБРЕТЕНИЕ САМОГО СЕБЯ» Г.Державин Сближение с «львовским кружком»: - идея ценности личности - внимание к этическим проблемам - интерес к вопросам морали частного человека и общества в целом - частная жизнь частного человека
ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ - полнейшая ломка сложившейся жанровой и образной систем; - отказ от нормативности и «правил»; - появление образа автора, органически входящего в произведения; - попытки создания индивидуальных характеристик людей; - обилие конкретных намеков; - внимание к бытовым деталям.
ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ смелое сочетание прозаизмов и просторечия с высокой архаизированной лексикой; идущие в одном направлении эксперименты в области метрики, строфики, рифмовки; поиски индивидуальной формы произведения; пристальный интерес к проблеме национального содержания и национальной формы, то есть отказ от критерия "изящного вкуса", единого для всех времен и народов; выход к идее исторической и национальной обусловленности человека, народов, литератур.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ стремление к "благу народному" "служение на пользу общую" темы "личного блага", возможного только при условии общего: чистая совесть, довольство малым, умеренность, "покой"
ОДА Своеобразие оды эпохи классицизма Высокий стиль: Старославянизмы, эпитеты, риторические вопросы и восклицания ОДА Лирическое началоЭпическое начало чувство событие (основное действие) пейзаж (вспомог. роль) положительные образы
ОДА как жанр Основные черты оды: Высокий стиль (церковнославянизмы, восклицательные предложения, риторические вопросы). Стихотворный размер - четырёхстопный ямб. Десятистрочная строфа. Рифмы в строфе: перекрёстная (а-б-а-б), смежная (а-а), кольцевая (а-б-б-а)
"Что в имени тебе моем: я - певец Фелицы" У каждого, умеющего читать по-русски, очутилась она в руках…» О. П. Козодавлев «ФЕЛИЦА» ОСНОВНАЯ ТЕМА: - образ Екатерины Второй - двор Екатерины - жизнь её вельмож, наполненная фантастической роскошью, барской прихотью и страстью к наслаждениям. У каждого, умеющего читать по-русски, очутилась она в руках…» О. П. Козодавлев «ФЕЛИЦА» ОСНОВНАЯ ТЕМА: - образ Екатерины Второй - двор Екатерины - жизнь её вельмож, наполненная фантастической роскошью, барской прихотью и страстью к наслаждениям.
ЗА ЧТО ВОСПЕЛ АВТОР ИМПЕРАТРИЦУ «…в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить, в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить". велит гражданам извлекать, где можно, пользу, «воду разрешает, И лес рубить не запрещает, Велит и ткать, и прясть, и шить; Развязывая ум и руки, Велит любить торги, науки И счастье дома находить» подтвердила данную Петром III дворянству свободу путешествовать по чужим краям: « даровав свободу, в чужие области скакать…» издала указ о праве землевладельцев разрабатывать в собственную пользу золото и серебро на своих участках: «позволив своему народу сребра и золота искать» «…в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить, в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить". велит гражданам извлекать, где можно, пользу, «воду разрешает, И лес рубить не запрещает, Велит и ткать, и прясть, и шить; Развязывая ум и руки, Велит любить торги, науки И счастье дома находить» подтвердила данную Петром III дворянству свободу путешествовать по чужим краям: « даровав свободу, в чужие области скакать…» издала указ о праве землевладельцев разрабатывать в собственную пользу золото и серебро на своих участках: «позволив своему народу сребра и золота искать»
дозволила свободное плаванье по морям и рекам для торговли, распространила право собственности владельцев на леса; разрешила свободное развитие мануфактуры и торговли; продолжает творить законы, сочинять дворянскую грамоту, устав благочиния и в них «блаженство смертным проливаешь»; ведёт простой образ жизни, трудолюбива, кротка, любезна, справедлива, любит литературу: « Почасту ходишь ты пешком, И пища самая простая Бывает за твоим столом»; «Ты здраво о заслугах мыслишь, Достойным воздаешь ты честь», «Поэзия тебе любезна», «Что ты нимало не горда; Любезна и в делах и в шутках, Приятна в дружбе и тверда»; КАНОНЫ КЛАССИЦИЗМА СОХРАНЕНЫ
Таков, Фелица, я развратен! Но на меня весь свет похож… …Курю табак и кофе пью; …Преобращая в праздник будни, Кружу в химерах мысль мою; …И все на свете забываю Средь вин, сластей и аромат. …В шинки пить меду заезжаю; …То вдруг, прельщаяся нарядом, Скачу к портному по кафтан. …Курю табак и кофе пью; …Преобращая в праздник будни, Кружу в химерах мысль мою; …И все на свете забываю Средь вин, сластей и аромат. …В шинки пить меду заезжаю; …То вдруг, прельщаяся нарядом, Скачу к портному по кафтан.
"Вострепещи, Мурза, несчастный"... Мурза лирический субъект текста сам автор Вельможи: Г.Потемкин, А.Орлов, П. Панин, С.Нарышкин «вообще старинные обычаи и забавы русские»
Одо-сатирический мирообраз план героя план автора МурзаФелица «раб прихотей»«богоподобная царевна» обличениеапология сатираода
ОДА «БОГ» О ты, пространством бесконечный, Живый в движеньях вещества, Теченьем времени Превечный, Без лиц в трех лицах Божества О ты, пространством бесконечный, Живый в движеньях вещества, Теченьем времени Превечный, Без лиц в трех лицах Божества
"Без лиц в трех лицах Божества". ОДА «БОГ» ОСНОВНАЯ ТЕМА «ЧТО ЕСТЬ БОГ» бесконечное пространство (космос) бесконечное пространство (космос) беспрерывная жизнь в движении вещества (жизнь) беспрерывная жизнь в движении вещества (жизнь) нескончаемое течение времени (вечность) нескончаемое течение времени (вечность)
ЛИРИКА «Кружка» 1777 г.Человек – земной обитатель «К первому соседу» 1780 г. «Желание зимы» 1787 г.Интимная бытовая ситуация: «Прогулка в Сарском селе» 1791 г.пирушка, лодочная прогулка «Приглашение к обеду» 1795 г.). «Кружка» 1777 г.Человек – земной обитатель «К первому соседу» 1780 г. «Желание зимы» 1787 г.Интимная бытовая ситуация: «Прогулка в Сарском селе» 1791 г.пирушка, лодочная прогулка «Приглашение к обеду» 1795 г.). «домашняя поэзия» «дружеское послание» «домашняя поэзия» «дружеское послание» бытописательные мотивы лирики.
Человек в контексте социальных связей (сатира) ода «Вельможа» Сатирический образ типичного царедворца, озабоченного более всего собственным покоем и удовольствием Не украшение одежд Моя днесь муза прославляет, Которое в очах невежд, Шутов в вельможи наряжает Осел останется ослом, Хотя осыпь его звездами; Где должно действовать умом, Он только хлопает ушами
«Властителям и судиям» двоение лирического субъекта переложение 81 –го псалма Давида Но вы, как я, подобно страстны И так же смертны, как и я. Но вы, как я, подобно страстны И так же смертны, как и я. Цари! - Я мнил, - вы боги властны… земной бог человек царь
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
Восстал всевышний бог, да судит Земных богов во сонме их; Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых? Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять. Ваш долг: спасать от бед невинных. Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков. Восстал всевышний бог, да судит Земных богов во сонме их; Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых? Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять. Ваш долг: спасать от бед невинных. Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! видят и не знают! Покрыты мздою очеса: Злодейства землю потрясают, Неправда зыблет небеса. Цари! Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, Но вы, как я подобно, страстны, И так же смертны, как и я. И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет! Воскресни, боже! боже правых! И их молению внемли: Приди, суди, карай лукавых, И будь един царем земли! Не внемлют! видят и не знают! Покрыты мздою очеса: Злодейства землю потрясают, Неправда зыблет небеса. Цари! Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, Но вы, как я подобно, страстны, И так же смертны, как и я. И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет! Воскресни, боже! боже правых! И их молению внемли: Приди, суди, карай лукавых, И будь един царем земли!