Лектор:Извеков Владимир Николаевич доцент кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности ИНК ТПУ
Мир опасностей столь же многообразен и изменчив, как жизнь, которой он сопутствует и угрожает Объем часов дисциплины: лекции 16 часов практические 8 часов лабораторные 16 часов СРС 12 часов экзамен Литература 1. Ушаков К.З., Калядина, Кирин Б.Ф., Сребный М.А. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов. – М.: Изд-во МГГУ, с. 2. Ширшков А.И.Охрана труда в геологии.- М.: Недра, – 235 с.
Рейтинг-план дисциплины 3 курс, группы 11Г10, 11Б10 осенний семестр 2012/13 уч. г. Содержание 1. Введение - 2 ч. 2. Человеческий фактор в обеспечении безопасности - 2 ч. 3. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности человека - 5 ч. 4. Опасности технических систем и защита от них - 5 ч. 5. Безопасность в чрезвычайных ситуациях - 2 ч.
Условия рейтинга для студентов Количество баллов, которое дает право претендовать на оценку в конце семестра: отлично баллов хорошо – баллов удовл баллов допуск к экзамену - 40 баллов Сумма максимального балла: Лекции Практические Лабораторные Контрольные работы Количество баллов, которое дает право претендовать на оценку в конце семестра: отлично баллов хорошо – баллов удовл баллов допуск к экзамену - 40 баллов Сумма максимального балла: Лекции Практические Лабораторные Контрольные работы
Лекция 1 Введение Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания Схема системы «человек – среда обитания» Среда обитания благо опасность Рис. 1
В системе «человек – среда обитания» (рис.1) в соответствии с законом сохранения жизни происходит непрерывный обмен потоками вещества энергии информации Природный характер потоков Молнии Землетрясения Наводнения Ураганы Ядовитые Змеи Животные Техногенный характер потоков За последние 20 лет число «рукотворных» опасностей увеличилось в 2 раза. Ежегодно в России происходит 13 млн. несчастных случаев. Из них: на производстве – 400 тыс; на транспорте – 200 тыс; при пожарах – 10 тыс.
Четыре состояния взаимодействия в системе «человек – среда обитания» Комфортное (оптимальное) Допустимое (нейтральное) Опасное (вредное) Чрезвычайно опасное (ЧП)
Предметом дисциплины является деятельность человека и способы защиты его от опасностей Опасность - это процессы, явления, предметы, оказывающие негативное влияние на жизнь и здоровье человека, способные причинить ущерб природной среде Любая деятельность потенциальна опасна Невозможно разработать (найти) абсолютно безопасный вид производственной деятельности Ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека
Свойства опасности «По – видимому, на свете нет ничего, что не могло бы случиться» (Марк Твен) Перманентна (постоянна) Потенциальна (скрыта) Всеобща (всюдна)
Опасные и вредные производственные факторы ГОСТ ССБТ «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» Физические ХимическиеБиологические Психофизические Электрический ток Давление в сосудах, Превышение уровней шума, вибрации Общетоксичес- кие, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные Микроорганизмы (бактерии, вирусы и т.д.) Физические и эмоциональные перегрузки, умственное перенапряжение, монотонность труда
Структура дисциплины БЖД Охрана человека в быту Охрана человека в процессе труда Охрана окружающей среды Правовые мероприятия Медико- биологические и санитарно- гигиенические мероприятия Социально- экономические мероприятия Техника безопасности и производственная санитария
Задачи дисциплины Идентификация опасных и вредных производственных факторов Защита человека от опасных и вредных факторов Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Основа выживания человека в среде его обитания Уметь - предвидеть и идентифицировать опасности (вид, пространственные и временные координаты), по возможности их избегать, по необходимости действовать Знать – об окружающих опасностях Действовать – грамотно Желать - совершенствовать свои физические возможности, чтобы противостоять опасностям
Цель дисциплины БЖД Разработка научных основ и практических рекомендаций оптимального поведения в мире опасностей Приобретение представлений, знаний, навыков, умений в области БЖД, которые позволят справиться с растущими угрозами в техносфере
Контрольные вопросы 1. Определите цель и задачи дисциплины безопасность жизнедеятельности? 2. Дайте определение опасности в БЖД. Ее характеристика 3. Классификация опасных и вредных факторов согласно нормативному документу 4. Определите структуру дисциплины БЖД? 5. Сформулируйте основы выживания человека в окружающей среде?