Педагогика Наука об образовании (воспитании и обучении человека в его собственных интересах, в интересах общества и государства (условное определение). Образование – способ создания образа, лика, личности. Основной критерий успешности образования – степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни.
Идеология Формирование основ мировоззрения, убеждений, идейно- эмоционального отношения к реальности Политика Часть идеологии, использующая образование для проведения в жизнь интересов групп, классов… Мораль и нравственность Формирование системы норм, правил и требований, выработанных в обществе Право Формирование правовой культуры личности в гражданских отношениях и уважении к законам Образователь- ный процесс Наука Формирование научного мировоззрения, взглядов, основ знаний Искусство Формирование эстетических идеалов, собственное творчество Религия Формирование мировоззрения на основе системы постулатов, принимаемых на веру Антиобщественное сознание Накопление антиобщественных знаний и удовлетворение потребностей личности минуя нормы морали
Объект и предмет изучения педагогики
Объект педагогики – явления действительности, которые определяют развитие человека. Они изучаются рядом наук (философией, социологией, психологией, экономикой, историей и др.) Предмет педагогики – образование как реальный процесс, целенаправленно организуемый обществом, определяющий формирование и развитие личности.
Термин «педагогика» Термин появился в античной Греции, происходит от двух слов: paidos – дитя ago – вести. Наука о деторождении… Два значения термина: - Область научного знания; - Область практической деятельности, ремесло, искусство.
Функции педагогической наука Теоретическая Технологическая 1. Описание и объяснение – изучение педагогического опыта и его трактовка. 2.Диагностика. Выявление состояния педагогических явлений, успешности деятельности педагога, установление условий и причин, ее обеспечивающих. 3.Прогноз. Исследование педагогической деятельности и построение на ее основе моделей образования. 1.Проектирование. Разработка методических материалов, определяющих план педагогической деятельности, ее содержание и характер. 2.Преобразование. Внедрение достижений педагогической науки в практику. 3. Рефлексия и коррекция. Оценка влияния научных исследований на практику обучения с последующей коррекцией научной и практической деятельности.
Категории педагогической науки Категория – научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности. Социализация Обучение Воспитание Образование Самообразование Самовоспитание
Структура педагогики Возрастная педагогика (дошкольная, школьная, педагогика взрослых) Этнопедагогика (приемы, средства, методы народной педагогики). История педагогики и образования Дидактика (теория обучения) Философия образования Сравнительная педагогика Социальная педагогика др.
Структура педагогики Отраслевая педагогика (дошкольная, педагогика школы, высшей школы, взрослых или андрагогика, военная, спортивная, производственная и т.д.) Частные методики – предметные дидактики, исследуют специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов и организации внеучебной деятельности.
Структура педагогики Коррекционная педагогика (обучение и воспитание детей с различными отклонениями): Сурдопедагогика (глухих и слабослышащих) Тифлопедагогика (слепых и слабовидящих) Олигофренопедагогика (умственно отсталых и с задержкой в развитии) Логопедия (с нарушениями речи)
Структура педагогики Общая педагогика – изучает сущность, закономерности и принципы образования, факторы развития и формирования личности. Общая педагогика включает: Теоретико-методологические основы педагогики Теорию обучения (дидактику) Теорию воспитания Теорию управления
Общая педагогика включает: Теоретико-методологические основы педагогики Теорию обучения (дидактику) Теорию воспитания Теорию управления
Можно ли тиражировать вдохновение?