ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он прочитал. Каждый читатель должен стать и соавтором, потому что, именно через его восприятие проходит то, что хотел сказать автор.
КОММЕНТАРИИ Данные слайды можно использовать выборочно, в зависимости от того, на чём акцентируется анализ прочитанного текста. В презентации можно изменить картинки /фотографии/, составляющие таблиц в соответствии с изучаемым произведением.
КРАТКО РАССКАЖИТЕ ОБ АВТОРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Почему автор так назвал данное произведение? Ваши варианты названия.
Чтение с остановками (При первичном чтении) Прочтите данный эпизод и предположите дальнейшее развитие сюжета. План рассуждений: Дальнейшие события. Действия данных персонажей.
словарная работа Найдите в тексте слова, которые требуют пояснений.
Разделите текст на части, озаглавьте их. Подбери из текста цитаты к заголовку плана.
Место и время действий. Главные герои. Что произошло? Чем всё закончилось?
По схеме проследите развитие сюжета.
Развитие сюжета запишите в схематической модели «Бусы». ( ключевые слова) Однажды… (ключевые слова) Вдруг… и вот… Радостные… основная часть заключение вступление З.З. З.
На примерах докажите, что это так: Положительный герой это (имя),потому что… Отрицательный герой это (имя),потому что…
создание литературного образа Опишите внешний вид положительного героя. ПОРТРЕТ ЛИЦООДЕЖДА
создание литературного образа Опишите внешний вид отрицательного героя. ПОРТРЕТ ЛИЦООДЕЖДА
ПЕРСОНАЖ имя друзья манеры привычки поступки враги возраст Дайте характеристику персонажу, выборочно используя цитаты из текста. портрет
СОЦИУМ СЕМЬЯ ИМЯ ? ? ? ? ? ? ? ? Составьте схему окружения данного героя произведения.
Найдите в тексте портретные характеристики персонажа и особенности его характера. Заполните таблицу ключевыми словами или словосочетаниями. ИМЯ ГЕРОЯ ОСНОВНЫЕ ДЕТАЛИ ПОРТРЕТА ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА, НА КОТОРЫЕ УКАЗЫВАЕТ ПОРТРЕТ
Впишите в таблицу слова-действия персонажей на примере их поступков и поведения в данной ситуации. Почему в этой ситуации у них разные действия? Поступок (действие) персонажа мама бабушка
Расскажите о литературном герое. Взаимоотношение с другими персонажами. Отношение автора к герою / за что осуждает, чем восхищается /
прочтите Эпизод текста, который вызвал грусть. объясните Почему вам стало грустно?
прочтите Эпизод текста, который вызвал радость. объясните Что или кто вызвал у вас радость?
прочтите Эпизод в произведении вызвавший переживание объясните Что взволновало вас?
Ответьте цитатами из текста на вопросы, которые написаны на доске.
положительный герой Дайте оценку персонажу в соответствии с его поступком и характером поведения. Что сделал? / мысли, действия/ Что явилось мотивом этого поступка? Какие черты характера при этом проявились? Как данные поступки отразились на других персонажах? Каковы последствия для этого литературного героя?
отрицательный герой Дайте оценку персонажу в соответствии с его поступком и характером поведения: Что сделал? /мысли, действия/ Что явилось мотивом этого поступка? Какие черты характера при этом проявились? Как данные поступки отразились на других персонажах? Каковы последствия для этого литературного героя?
Проследите, как меняется характер или поступки персонажа во времени. ХАРАКТЕР прошлое ПОСТУПКИ настоящее Что /или кто/ способствовало этому?
Составьте пространственно-временную модель.
Определи темп, тон для чтения, наиболее значимые слова, расставь паузы. Подготовьтесь читать данный отрывок: выразительно, красиво, соблюдая знаки препинания, интонацию.
Выберите любой эпизод к произведению и нарисуйте словесную картину места действия происходящего события. План ответа: 1)Место происходящих событий. 2) Предметы, которые окружают, их признаки. 3) Роль предметов в данном эпизоде.
Прочтите описание данного предмета пейзажа. Найдите основные изобразительные и выразительные средства языка, которые использует автор для описания. МЕТАФОРЫ ЭПИТЕТЫ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ СРАВНЕНИЕ
Найдите в тексте описание природы. План ответа: 1)Палитра слов в описании пейзажа. 2) Роль пейзажа в данном произведении. (эпизоде)
Если бы вы были художниками, то в какой момент и в какой ситуации изобразили бы своего любимого героя? Как бы он выглядел и что или кто были бы вокруг?
Где, в чём, вы не согласны с героями или автором произведения ? Почему?
Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя? Найдите в тексте и прочти слова, в которых заключён вывод о происходящем.
Какой персонаж данного произведения является примером для вас и почему?
На какого персонажа произведения вы бы НЕ ХОТЕЛИ походить и почему?
Чем и почему интересно, поучительно данное произведение? Что познавательное в прочитанном вами тексте?