Всем нам с детства знакома Баба-Яга. В представлении большинства людей, она вроде злого духа, весьма враждебно относящегося к людям.
Давайте разберёмся, так ли это. Начнем с имени: Баба – главная женщина во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после рождения ребёнка.
Однокоренное слово « бабай » тоже означает домового, главу Рода. «Яга» – огнь – огонь.
Был глагол «ягать». Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия. Ягали охотники на охоте. То есть Баба-Яга была главная Матерь, которая знала всё.
Яга – огрублённое от Яша, Ящур, Пращур, то есть великая Прародительница, Великая Матерь Мира.
Баба-Яга или Баба-Йога. «Яга» и «Йога» – слова одинаковые по значению. Йога – это путь к самосовершенствованию, а «Яга» – дословно «Я иду», то есть, то же самое. «Га» – означает движение («доро-га», «теле-га», «но-га»).
И не такая уж она была страшная, как кажется. Взять хотя бы сказку «Гуси-лебеди». В переводе с санскрита гуси-лебеди – души умерших, которые сопровождают пpaмaтерь. Это они унесли братца Иванушку к Бабе-Яге.
Там она хотела его изжарить. На самом деле нет сказки, где бы Баба-Яга жарила детей, она только хочет это сделать.
Но существовал замечательный обряд – перепекание больного ребёнка. Бабка-повитуха клала дитя на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него хворого ребёнка.
После этого клала на хлебную лопату и отправляла в печь на некоторое время (но не запекала, а опекала, отсюда и «опека» - забота). Тесто – это хлеб, «Государь Батюшка», а печка – «Государыня Матушка».
Вынимала ребёнка, разворачивала, (тесто отдавала собакам) и ребёнок как бы рождался заново, выздоравливал, обретал новых родителей и счастливую судьбу.
(Таким образом знахарка вылечила полководца А. Суворова, когда он был маленьким). Точно так же и в русской народной сказке про Бабу-Ягу.
На наш взгляд, страшно. Но если смотреть с точки зрения культуры, то Баба-Яга из отрицательного персонажа превращается в положительный, в целителя.
Оказывается, она передаёт жизнь ребёнку через своё умение и через печь, которая тоже в древней культуре была сакральным предметом, таким женским началом. А помело связывает Ягу с печкой, очагом, излечивающим хвори.
Всё становится с головы на ноги. Баба-Яга – абсолютно положительный герой. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям.
Ведьма, ведунья (ведающая, знающая мать) выступает помощницей доброго молодца, который к ней приходит за советом, выдерживает испытания знахарки и отправляется в дальний путь, но уже с наставлениями мудрой Яги.
Этот мотив восходит к эпохе матриархата, когда главной в Роду почиталась женщина.
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мёртвых. Отсюда её почти безграничные возможности.
В волшебных сказках она действует в трёх воплощениях – богатырша, похитительница, дарительница. Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьётся с богатырями.
Яга-похитительница крадёт детей, и уносит в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы и дети, и взрослые, спасаются, перехитрив Ягу.
Яга-дарительница приветливо встречает героя, вкусно угощает, парит в баньке, даёт полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к цели или указывающий путь.
Она не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе. А чтобы не было видно следов, замотаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом.
Служат ей лягушки, чёрные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживаются и угроза, и мудрость.
Даже когда Баба-Яга предстаёт в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.