Отражение кризисных ситуаций в новостных сообщениях (на материале франко- и англоязычных СМИ)
Магистерская работа магистранта филологического факультета Мейкшане Татьяны Александровны
Научный руководитель доктор филологических наук, профессор кафедры теоретического и славянского языкознания Борис Юстинович Норман
Руководитель практических занятий по курсу «Основы информационных технологий» Громко Николай Иванович
Ключевые слова работы новостной медиатекст, кризисная ситуация, отражённая в новостном медиатексте, новостной дискурс, дискурсивные и коммуникативные стратегии формирования новостного медиатекста о кризисной ситуации.
Актуальность работы выявление и изучение прототипической структуры новостей (Д.Реа) позволяет исследовать особенности функционирования когнитивных моделей на материале текстов СМИ, исследование коммуникативных и дискурсивных особенностей построения новостных медиатекстов может быть полезно при оценке семантических моделей, как эффективных и неэффективных, характеристика жанра новостных сообщений применительно к электронным версиям новостных медиатекстов первой полосы ведущих печатных СМИ.
Предмет работы Дискурсивные стратегии в построении новостного сообщения первой полосы (на материале электронных версий печатных изданий о кризисной ситуации
Объект исследования Новостные медиатексты первой полосы, посвящённые кризисной ситуации
Цели исследования охарактеризовать особенности функционирования новостного медиа-текста в сфере массовой коммуникации, проанализировать особенности представления композиционно-фактуального блока «событие» в медиа-текстах, посвященных кризисным ситуациям, определить языковые средства, характерные для отражения кризисной ситуации в новостном медиа-тексте
Цели исследования (продолжение) идентифицировать речевые стратегии и тактики и их интенциональные корреляты, оформляющие кризисную ситуацию в тексте издания, охарактеризовать читательские комментарии к новостным материалам о кризисных ситуациях с целью выявления степени их соответствия/несоответствия речевым стратегиям и тактикам; выявить различия в представлении новостей кризисного характера.
Основные результаты работы охарактеризован жанр новостного медиатекста первой полосы, посвящённого кризисной ситуации применительно к электронным версиям печатных изданий, обоснован тематический отбор сообщений, попадающих на первую полосу издания, проанализированы функции новостных медиатекстов и эффекты, которые они оказывают на читателя, выделены дискурсивные стратегии формирования новостного материала о кризисе.
Научная новизна В ходе подготовки работы нами не было обнаружено ни одного исследования по схожей тематике, выполненного на материале языка СМИ
Положения, выносимые на защиту медиатекст о кризисной ситуации, размещённый на первой полосе, не обладает явной отнесённостью к жанру, функциональное многообразие медиатекстов о кризисах обусловливает расширение пространства медиатекста, что влияет на читателя, язык медиасообщений о кризисах – «мощное социальное действие» (Д.Реа) и «влиятельное средство социального анализа» (Н.Феркло) дискурсивные стратегии формирования новостного материала помогают не только охарактеризовать исследуемый жанр, но и выявить особенности функционирования языка в сфере СМИ.
Апробация работы работа была опробирована на международных научных лингвистических конференциях (в Москве, Ялте, Минске), автор имеет 8 публикаций по теме работы.
Спасибо за внимание!