Т ОЧНОСТЬ РЕЧИ
РЕЧЬ ХОРОШАЯ, если имеются качества: Точность; Точность; Логичность; Логичность; Выразительность; Выразительность; Богатство; Богатство; Чистота; Чистота; Уместность Уместность
РЕЧЬ ПРАВИЛЬНАЯ, если соблюдаются нормы литературного языка: Орфографические; Орфографические; Пунктуационные; Пунктуационные; Орфоэпические; Орфоэпические; Грамматические; Грамматические; Лексические; Лексические; Стилистические Стилистические
Достоинство слога – быть ясным и не низким. А ристотель Точность и краткость – первые достоинства прозы. А.С. Пушкин А.С. Пушкин
Непонятна мысль – непонятно слово. В.Г. Белинский В.Г. Белинский Что неясно представляешь – неясно и выскажешь. Н.Г. Чернышевский Н.Г. Чернышевский
Парус Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Играют волны – ветер свищет, И мачта гнется и скрипит. Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит. Под ним струя светлей лазури. Над ним – луч солнца золотой. А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой. М.Ю. Лермонтов
Точность Предметная (речь – действительность) Понятийная (речь – мышление)
«В барабане браунинга было семь патронов» «Местоимение обозначает предмет»
Лаконизм – краткость и чёткость изложения
Плеоназм -оборот речи, в котором излишне повторяются слова, одинаковые или близкие по значению.
Условия создания точной речи
Первое условие: Знание предмета речи
Второе условие: Знание языковой системы
Третье условие: Хорошие речевые навыки
А)знание синонимической системы языка
Синонимы – слова, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимический ряд – ряд лексических или фразеологических синонимов.
Градация – последовательность, постепенность в расположении чего-либо.
Антитеза –резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.
Б) Знание и разграничение полисемии.
Полисемия – многозначность (поли – много, сема – знак)
В) Знание и разграничение омонимов.
Омонимы – слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению.
Разновидности омонимов Омофоны -слова с одинаковым звучанием, но разным значением (ключ); Омофоны -слова с одинаковым звучанием, но разным значением (ключ); Омографы – слова, совпадающие на письме, но имеющие ударение на разных слогах (замок); Омографы – слова, совпадающие на письме, но имеющие ударение на разных слогах (замок); Омоформы – слова, совпадающие в своём звучании в некоторых грамматических формах (косой) Омоформы – слова, совпадающие в своём звучании в некоторых грамматических формах (косой)
Каламбур - шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов.
Г) Знание и разграничение паронимов.
Паронимы - слова, сходные по звучанию, но имеющие разные значения (ритмичный – ритмический).
Д) Знание значений слов узкой сферы употребления (архаизмов, историзмов, профессионализмов, иноязычных слов)
Точность речи - это коммуникативное качество речи, которое проявляется в правильной передаче содержания речи и умении отбирать для этого языковые средства.
АНТОНИМ ОМОНИМ РЕЧЬ СИНОНИМ ЛАКОНИЗМ ЛАКОНИЗМ ПОЛИСЕМИЯ АНТИТЕЗА АНТИТЕЗА АЛЬФА АЛЬФА
Домашнее задание: 1.Выучить все определения и записи в тетрадях. 1 вариант: 1.В толковом словаре найти значение слова «красный». 2.Определить, в каких значениях это слово использовано в тексте: «Красные зори, красный восход, красные речи у Красных ворот и красный на площади Красной народ». 2 вариант: 1.В словаре синонимов найти синонимы к слову «красный». 2.Написать мини-сочинение со словами из синонимического ряда слова «красный».
Ода любимому предмету Хочу признаться честно вам, друзья, Предмет свой очень уважаю я. Чтоб фразы были чётки и точны, Используйте синонимов ряды. Хотите всем вокруг противоречить – Беду сию антонимы излечат. Язык осовременить – нет проблемы. Неологизмов – море. Дайте тему. А вспомните предания былинные – Есть архаизмы -словеса старинные. Старайтесь чётко различать паронимы, Не забывайте, как сложны омонимы. Фразеологию получше изучайте. Всё, что узнаете, себе на ус мотайте. Чтоб речь была и точной, и логичной, И выразительной, и в меру поэтичной, Уместной, чистой и была на «пять», Культуру речи нужно изучать. С.К. Астахова
Автор: Учитель русского языка и литературы высшей категории: Астахова Светлана Камиловна Учитель русского языка и литературы высшей категории: Астахова Светлана Камиловна Город: Балашов Город: Балашов Образовательное учреждение: МОУ «Гимназия им. Героя Советского Союза Ю.А. Гарнаева Г.Балашова Саратовской области» Образовательное учреждение: МОУ «Гимназия им. Героя Советского Союза Ю.А. Гарнаева Г.Балашова Саратовской области» Почтовый адрес: Г.Балашов Саратовской области, у.Ленина, д.22. Почтовый адрес: Г.Балашов Саратовской области, у.Ленина, д.22. Раб. Раб. Дом. Дом.