Одежда донских казаков Идем добывать зипуны… Казачья пословица Презентация к уроку курса Культура Донского края для обучающихся 5 класса Выполнила Учитель Искусства высшей квалификационной категории МОБУ СОШ 32 г. Таганрога Петренко Е.М.
На Дону очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую казаки привозили из походов. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие платья, украшали себя оружием, оправленные с азиатской роскошью серебром и золотом.
К концу ХVII века сложился традиционный тип мужского казачьего костюма, в который входили: Зипун Кафтан Рубаха Шаровары Трухменка Сапоги
Зипун – верхняя распашная зимняя одежда без ворота. Под зипун надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. Его шили из парчи, бархата или атласа. Дополнением к кафтану был пояс, украшенный золотом, или турецкий кушак. Трухменка - высокая шапка с меховым верхом.
Военная форма была введена в 1801 году. Форменная одежда состояла из куртки, шаровар, заправленных в сапоги, пояса с портупеей, чекменя, шинели и кивера. Куртку, чекмень и шаровары шили из синего сукна с красными выпушками и лампасами. У казаков лампас означал свободное состояние донцов, принадлежности их к казачьему сословию, а по цвету к войску.
Эта помпезная форменная одежда была хороша только для парада. Воевать в ней было очень неудобно. И казаки не любили эту форму. Поэтому в течение 19 века форма упрощалась и менялась.
Мужской костюм конца ХIХ - начала ХХ века Гимнастерка Мундир Шинель Шаровары Фуражка Сапоги Папаха Башлык
8 Головной убор донских казаков Головной убор занимает особое место в комплекте мужской одежды донских казаков. Шапка или фуражка означали принадлежность его хозяина к казачеству и овеяны огромным количеством легенд и сказаний. Шапка – продолжение головы. Казак мог продать или пропить все, но только не крест, шапку и шашку. Форменная фуражка была синяя с красным околышем или кантом, а зимние шапки сохранили свой оригинальный, старо-казачий покрой. Они круглы и с низкой тульей.
Женский костюм ХVIII века Особенности женской одежды на Дону объясняются происхождением казачек. Во второй половине XVII и первой половине XVIII века, в облике и одеянии женщин чувствовалось большое влияние Востока. Казаки женились на турчанках, татарках, черкешенках, которых они брали в плен.
Основную часть костюма казачки составляло платье- кобелек. Кубелек – распашная одежа, надевалась поверх рубахи. Верх платья застегивался серебряными пуговицами. Параллельно для украшения шел второй ряд пуговиц. Рогатая кичка – головной убор. Чикилики – украшения - длинные нити, унизанные жемчугом, свисали с кички над ушами до плеч. Ичиги- узорные расписные татарские сапоги из мягкой цветной кожи.
Кубелек носился с простой или шелковой рубахой с широкими рукавами, выпускавшимися из его рукавов. Подол рубахи и ее передняя часть также были видны. Кубелек казачки носили до середины 19 века. Подвязывался кобелек поясом (татаур) выше талии и состоял из соединенных между собой серебряных, позолоченных звеньев. Были также пояса из цветного бархата, расшитого жемчугом. Полы кобелека заходили одна за другую, не застегиваясь.
В комплексе с платьями татарского покроя носили русские головные уборы: повойник или рогатую кичку. Кичка («утка») старинный головной убор замужних казачек; делался на твердой основе в форме лодочки, митры, широкой шапки с двумя или четырьмя рожками, а также в виде тиары, украшенной по верхним обрезам волнистыми фестонами-сороками. Нарядные кички делали из зеленого или бордового бархата, вышивали золотой и серебряной нитью, бисером, жемчугом, зажиточные казачки носили с сорокой чикилики, а на лоб металлические украшения.
К началу XX века преобладающим на Дону стал комплект женской одежды с юбкой и кофтой.
Юбку с кофтой девушки начинали носить с 15 лет. Под верхние юбки надевали нижние юбки, иногда четыре-пять штук. Чем богаче была казачка, тем больше юбок. Двенадцать прямых полотнищ собиралась по талии мелкими складочками под обшивку с длинными концами. Нижний край юбки украшался оборкой ткани с кружевом.. Из той же ткани, что и верхняя юбка, шилась кофта сложного кроя. Застежка на мелкие пуговицы шла сбоку по пройме и по плечу. Небольшой стоячий воротник также застегивался сбоку. Длинный, присборенный у плеча рукав, широкий до локтя, сужался к кисти. Кофту украшали кружевом и прошивками, которые казачки называли батистовками, также жемчугом, бисером, лентами и пуговицами.
Шлычка колпачок, особым образом кроеный, надевался на волосы так, чтобы спереди они были немного видны. Волосы собирались под шлычку узлом и поддерживали ее в приподнятом положении. Для этой же цели служила вата, подложенная под верхний шов шлычки. Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой. Сшитая из дорогой яркой ткани, она украшалась вышивкой, блестками, стеклярусом. Шлычка была не видна и служила только остовом для подвязывания сверху платков или покрывалась шальником из прозрачного шёлка.