Мы часто слышим слово «толерантность». А что оно означает? Термин толерантность происходит от латинского слова «терпение» и обозначает терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека. Мы в нашей жизни общаемся с людьми разных национальностей, вероисповеданий, поэтому важно научиться самим и научить детей уважать культурные ценности, как своего народа, так и других народностей, проживающих рядом с нами; учиться находить компромиссы в общении. Маленькие дети по своей природе толерантны за счет того, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё не велик. Они любознательны и доверчивы по отношению к людям и окружающему миру. Наличие естественной толерантности проявляется у дошкольников, например, в том, что малыш принимает своих родителей любыми, какими бы они не были. Интерес к людям других национальностей не возможен без знания и уважения традиций и ценностей своего собственного народа. Знакомить маленьких детей с культурой своего и других народов, мы – воспитатели, начинаем с произведений устного народного творчества. Это колыбельные песенки, потешки, заклички, сказки… В более старшем возрасте с детьми уже проводятся нравственно-эстетические беседы. Мы - педагоги учим их размышлять, понимать главную мысль художественных произведений. Для таких бесед можно, например, использовать сказку «Цветик- семицветик». Ведь в ней речь идет о девочке, которая прежде жила сама для себя, а потом изменилась, захотев помочь мальчику-инвалиду. Для воспитания у детей толерантности мы часто используем в нашем детском саду большой и красочный «Этнокалендарь». Данный календарь представляет собой комплекс интересных справочных материалов о разных народах нашей страны. Движение по пути добра
Проведение праздников, таких как осенины, новый год, 8 марта, масленица, пасха, дни рождения детей, тоже позволяет затронуть тему толерантности. Вот, например празднование Пасхи. В нашей младшей группе этот праздник прошел очень интересно. Дети узнали, что в пасхальные дни пекут куличи, раскрашивают яйца. Малышам очень понравилось и самим раскрашивать яйца. Причем каждый ребенок рисовал узор, выбирая цвет, и орнамент по собственному желанию, проявлял при этом фантазию. Когда же все работы были готовы, обнаружилось, что среди них нет двух одинаковых яичек. А отсюда следует вывод, что и мы - люди, так же как эти красочные яички, все разные. А значит надо уважать идеи и мысли других людей! А вот еще пример. На прогулке мы с детьми наблюдали за птицами. Затем на занятии слепили птичек из пластилина, а хвостики и крылышки сделали им из настоящих пёрышек. Чтобы изготовить домики для своих птичек дети обратились к родителям. Многие папы откликнулись и смастерили вместе со своими малышами настоящие скворечники и кормушки. Мы провели конкурс детских и взрослых работ. Все его участники получили памятные подарки. А самую красивую кормушку мы вместе с ребятами повесили на прогулочной площадке, и каждый день насыпаем теперь в нее корм. Вот так и проявляется забота и любовь к живому, к природе. Взрослым важно помнить, что маленькие дети впитывают в себя всё то, что их окружает - и плохое и хорошее. Если мы будем окружать малышей добром и любовью, будем к ним снисходительны и терпеливы, то эти качества привьются и нашим детям. Движение по пути Добра, всегда приносить благо и самому человеку, и всем кто находится рядом с ним. Вспомним слова академика Д.С.Лихачёва, который в своих «Письмах о добром и прекрасном» писал: «Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро». Воспитатель младшей группы Теплова Татьяна Юрьевна