«Методы и приемы формирования и поддержания дисциплины у дошкольников.»
обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка. Дисциплинированность - это
Условием воспитания дисциплинированности у детей являются культура воспитателя и родителей.
Немаловажным условием формирования и поддержания дисциплины в группе является четкое осуществление режима.
Правильная организация развивающей предметно- пространственной среды, в которой находятся дети.
К одним из следующих методов формирования и поддержания дисциплины у дошкольников можно отнести- четкую формулировку правил поведения.
Единство педагогических требований.
Формирование самоконтроля, как свойства личности.
Главные принципы общения с ребенком- принять, понять, поддержать.
Язык принятия Язык непринятия контакт глаз, приветливый взгляд, Позитивные телесные контакты (поглаживание, прикосновение) Доброжелательные, приветливые интонации Приглашение к совместной деятельности, Выражение заинтересованности Улыбка Одобрение, похвала, комплимент Позиция «рядом», «вместе» с ребенком Поддержка в трудной ситуации Оценка поступка «Мне жаль, что ты не захотел поделиться игрушками » «временный »язык («Сегодня у тебя это задание Не получилось») Сравнение ребенка с самим собой, положительные оценки Ласковые слова Просьба Обращение по имени, использование ласковых форм имени Опоры на сильные стороны ребенка : : Игнорирование, строгий взгляд Негативные телесные контакты ( отталкивание. Одергивание, физические наказания, угрожающие или игнорирующие позы) Негативные, грубые, нравоучительные интонации, окрик Отказ от общения и совместной деятельности, игнорирование, равнодушие Жесткая мимика Негативные оценки, подчеркивание неудачи Позиция «над» ребенком Критика, высмеивание Негативная оценка « Ты очень жадный мальчик» «Постоянный язык» («У тебя никогда ничего не получается как следует») Сравнение ребенка с другими детьми, обсуждение Поведения ребенка в присутствии других, негативные оценки. Оскорбления, насмешки, упреки, негативные высказывания. Команды, приказы Обращение по фамилии, придумывание «прозвищ» Подчеркивание «промахов» ребенка
Взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, Помогает ребенку поверить в себя и свои способности Помогает ребенку избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах. Поддержка – это процесс, в котором:
1)«Язык принятия» 2)Метод отображения чувств ребенка – проговаривание чувства, которое испытывает ребенок. 3)Метод выражения своих чувств в необидной для ребенка форме. 4)Метод «смещения негативной оценки» 5)Метод «временного языка» 6)Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций. 7)Прием смены ролей- моделирования ситуации, в которой «нарушитель порядка» оказался на месте другого человека. 8)Метод оценки действия. Методы эффективного общения с ребенком:
1)Несогласованность требований к ребенку в детском саду и семье, отсутствие единства методов воздействия на него. 2)Нарушение дисциплины с целью привлечения к себе поведения. 3)Нарушение дисциплины с целью показать свою «власть» над воспитателем 4)Нарушение дисциплины в случае утомления, длительных ожиданий. 5)Нарушение дисциплины может также происходить вследствие того, что ребенком руководит мотив «избегание неудач » Причины нарушения дисциплины:
Минимизировать внимание (возможно игнорирование) Пристальный взгляд без осуждения, подойти и встать рядом Использование техники «интонирования» (снижение голоса) Прекращение деятельности Отвлечение ребенка (прямой вопрос, просьба что – то сделать, изменение деятельности) Обращение на примеры хорошего поведения Пересаживание на «стул размышлений» Поддержка ребенка, раскрытие сильных сторон Подчеркивать достижения незначительные Признание авторитета Исключение из работы Удаление от зрителей Откладывание или лишение чем – то заниматься Беседа с родителями Приемы поддержания дисциплины:
Спасибо за внимание !