Урок русского языка 8 класс Рассуждение на дискуссионную тему: «Как правильно вести полемику?» Презентация посвящена подготовке к экзаменационному сочинению-рассуждению.
продолжить работу над формированием грамотного коммуникатора, закрепить умение участвовать в дискуссии, аргументированно отстаивать собственную точку зрения, строить логически стройную систему доказательств, воспитывать культуру общения, уважение к собеседнику. Цели урока
Тип урока Развитие речи Развитие речи
Словарная работа: дискуссия, оппонент, кротость, смирение, благочестие
Задание Объясните лексическое значение слов: полемика, собеседник, аргумент, тезис, позиция. Запись в словарь
Беседа по тексту. С какими способами ведения спора вы познакомились? С какими способами ведения спора вы познакомились? Какой из них вам более по душе? Какой из них вам более по душе? Какие приемы вы будете использовать во время дискуссии? Какие приемы вы будете использовать во время дискуссии? Рассмотрите полемистов на репродукции картины «Спор». Какую манеру вести спор они предпочитают? Рассмотрите полемистов на репродукции картины «Спор». Какую манеру вести спор они предпочитают? Какие детали говорят об этом? Какие детали говорят об этом? Приходилось ли вам во время спора критиковать собеседника? Приходилось ли вам во время спора критиковать собеседника? Как это делать правильно? Как это делать правильно?
Ю. Пименов «Спор»
Памятка Как правильно критиковать людей Начинайте с похвалы и искренних достоинств собеседника. Начинайте с похвалы и искренних достоинств собеседника. Указывайте на ошибки других косвенно. Указывайте на ошибки других косвенно. Упомяните сначала о своих ошибках, а затем уж критикуйте собеседника. Упомяните сначала о своих ошибках, а затем уж критикуйте собеседника. Задавайте собеседнику вопросы, вместо того, чтобы приказывать. Задавайте собеседнику вопросы, вместо того, чтобы приказывать.
Выражайте собеседнику одобрение по поводу его удач, отмечайте каждый его успех. Выражайте собеседнику одобрение по поводу его удач, отмечайте каждый его успех. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать. Создавайте впечатление, что ошибка собеседника легко исправима Создавайте впечатление, что ошибка собеседника легко исправима
Д. С. Лихачев Его называли «патриархом русской культуры», «выдающимся ученым», «совестью нации». Титаническая роль этого тишайшего кабинетного ученого в отечественной науке и культуре еще не вполне осознана. Его называли «патриархом русской культуры», «выдающимся ученым», «совестью нации». Титаническая роль этого тишайшего кабинетного ученого в отечественной науке и культуре еще не вполне осознана.
Лист - опросник o Умеешь ли ты ошибаться? o Помог ли тебе автор своими советами? o Какова тема текста? o Какие проблемы поднимает автор? o Какая из них тебе наиболее близка? o В чем заключается идея текста? o Согласен ли ты с мнением автора «И окружающим не нужно понуждать человека к признанию ошибки...»? o Как выполнить совет Д.С.Лихачева: o «... надо побуждать к ее исправлению»?
Работа с таблицей Как поступить, если ты ошибся? Можно Нельзя Можно Нельзя
Средства языковой выразительности Риторический вопрос, Риторический вопрос, олицетворение, олицетворение, эпитет, эпитет, метафора, метафора, оксюморон, оксюморон, сравнение сравнение
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по выбору:«Как правильно вести дискуссию?» написать сочинение-рассуждение по выбору:«Как правильно вести дискуссию?» «Какими благочестивыми качествами личности должен обладать участник полемики?» «Какими благочестивыми качествами личности должен обладать участник полемики?»