Российская Федерация Департамент образования города Москвы Юго-Восточное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа 2092 имени И.Н. Кожедуба Дошкольное подразделение «Кояш» Проект « Зимующие птицы – нашего края»
Актуальность проекта В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о зимующих птицах нашего края. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Зимующие птицы – нашего края»! Это позволит расширить и углубить знания детей о зимующих птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Тип проекта: педагогический Вид проекта : познавательно - речевой Участники проекта: дети 2 младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы Срок реализации проекта: краткосрочный Охватываемые образовательные области: Познавательно – речевое, социально – коммуникативная, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Цель : расширение знаний детей о зимующих птицах нашего края, их образе жизни. Задачи: 1. Пополнить предметно - развивающую среду по теме проекта. 2. развивать элементарные представления о зимующих птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов) ; 3. формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших; 4. формирование умений: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности 5. Расширять и активизировать речь и словарь детей по теме «Зимующие птицы». 6. Повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми (изготовление кормушек..
Этапы реализации проекта: I этап – подготовительный II этап – основной ( практический) III этап- заключительный
I этап – подготовительный Обсуждение цели, задачи проекта с детьми и родителями. Подобрать методическую, художественную и познавательную литературу по теме. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, игровые задания и упражнения, аудиозаписи с голосами птиц, музыкальные произведения) Анкетирование родителей Изготовление шапочек - птичек; дидактические игры; создание атрибутов для занятий и игр. Изготовление кормушек.
II этап – основной ( практический) Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах нашего края.
Домашние задание родителям Рекомендации на совместные прогулки. Совместно с ребенком сделать кормушки. Заучивание стихотворений о зимующих птицах нашего края. Рассмотреть птиц нашего края на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад. Участие на конкурсе "Лучшая кормушка для птиц" среди воспитанников и их родителей
Содержание работы в процессе реализации проекта. Игровая деятельность Дидактические игры: «Один-много», «Назови ласково», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», « Узнай по голосу», «Что едят птицы», «Разрезные картинки» Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор». Птичья столовая», «Птица с птенчиками»
«Разрезные картинки»
Подвижные игры «Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль»,
Подвижные игры
Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?». НОД 1. «Как узнать птицу». 2. «Зимние заботы птиц». 3. «Составление описательного рассказа о птицах». 4. «Птицы – наши друзья»,
Познавательная деятельность:
Коммуникация: Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр мультфильма «Высокая горка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки". Творческое рассказывание «Как я спас птичку». Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Художественное творчество: Рисование «Снегири». Цель: развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – ладошками.
Рисование « Веточки рябины
Лепка
Аппликация «Снегири и синички ».
Аппликация « синички»
Работа с родителями: Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?
Кормушки и скворечники для птиц
Развешивание кормушек.
Дипломы за участие во Всероссийском конкурсе «Птичья столовая»
III этап - заключительный Оформление результата проекта в виде презентации. Оформление стенда по итогам проекта. Участие во Всероссийском конкурсе «Птичья столовая».
Результаты проектной деятельности
Результаты реализации проекта. Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Дети расширили свой словарный запас. Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях. Дети получили Дипломы за участие во Всероссийском конкурсе «Птичья столовая»
Список литературы. 1. О.А. Воронкевич « Добро пожаловать в экологию», часть Санкт-Петербург, Лысаков, В.Г загадок – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, с.: ил. 3. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? –М.: ГНОМ иД, «Покормите птиц зимой» Александр Яшин. 5. «Пернатые друзья лесов» Строкова В.В. 6. «Экологическое окно в детском саду» методические рекомендации В.М.Корнилова 7. Сыпченко Е.А. Иннавационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « Детство – ПРЕСС», с. 8. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», с.