И мы сохраним тебя, русская речь… Учитель русского языка и литературы Шевченко Л.В.
Язык важен для патриота. Карамзин Н. М.
повторить и обобщить сведения об особенностях сложного предложения и их роли в русском языке; закрепить пунктуационные навыки; продолжить формирование культуры речи
знать виды сложных предложений; выполнять задания контрольно-измерительных материалов, предусматривающих контроль знаний, умений и навыков по теме; использовать различные виды сложных предложений в устной и письменной речи; анализировать текст, определять проблему и авторскую позицию, роль изобразительно-выразительных средств; писать сочинение по предложенному тексту.
мультимедийный проектор, компьютер; презентации учителя и обучающихся; тексты с заданиями.
1. Проверка домашнего задания. 2. Виды сложных предложений (сообщения учащихся). 3. Работа с текстом (в группах). 4. Отчеты групп. Контроль ЗУН. 5. Анализ текста. Задания В8, С1. 6. Подведение итогов. Домашнее задание.
Проверка домашнего задания. Сочинение по тексту. Выступление учащихся. Сообщения с использованием презентации. Типы сложных предложений. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Бессоюзные сложные предложения. Сложные синтаксические конструкции.
Работа с текстом. 1 группа. ССПСППБСПССП СПП ССП БСП СПП БСП ССК (все типы связи) 1,3, 16, 20 6,8,9, 12 4,105,11
7 просторечные слова 1 развернутая метафора 6 контекстные антонимы 4 ряд однородных членов
Проблема заимствований в русском языке По мнению автора, использование иностранных слов и графических символов в рекламе, афишах, на страницах периодических изданий нарушает функционирование русского языка, портит его.
Работа с текстом. 2 группа. ССПСППБСПССП СПП ССП БСП СПП БСП ССК (все типы связи) 14, 31, 32 4,5,7, 11,15, 17, 20, 25, 34, 36, 37 8,91,223310
9 синтаксический параллелизм 2 сравнение 6 заимствованные слова разговорные слова и фразеологизмы
Проблема бережного отношения к языку. По мнению автора, чтобы сберечь язык, надо формировать речевую культуру в средствах массовой информации и обществе.
Работа с текстом. 3 группа. ССПСППБСПССП СПП ССП БСП СПП БСП ССК (все типы связи) 5,64,8,9, 12, 13,
9 риторическое восклицание 3 лексический повтор 4 индивидуально-авторское слово 1 эпитеты
Проблема чистоты языка По мнению автора, задача каждого человека – заботиться о чистоте, красоте языка, не засорять его ненормативной лексикой, канцеляризмами.
Работа с текстом. 4 группа. ССПСППБСПССП СПП ССП БСП СПП БСП ССК (все типы связи) 75, 9, 13, 18 12, 20 3
6 синонимы 7 устаревшие слова 1 метафора 4 ряд однородных членов
Проблема патриотизма. По мнению автора, патриот – это человек, бережно относящийся к русскому слову.
Сочинение по тексту. Вывод о роли сложных предложений в русском языке. Домашнее задание. Сочинение по тексту.
Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки.