Интересные морфемы Подготовила Асташкина Н.Г., учитель русского языка и литературы МБУ СОШ 85, г.о. Тольятти.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Интересные морфемы Подготовила Панкина Н.Н,, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 7, г.Сургут, ХМАО.
Advertisements

Презентация по русскому языку на тему: ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК Лобанова Екатерина Алексеевна МБОУ «СОШ 60» Г. Набережные Челны.
Правописание приставок на –з / с -. Задачи урока: закрепить умения и навыки нахождения в слове приставки и ее правильного правописания; развивать орфографическую.
Приставки на –з (-с). В приставках Без-(Бес-) Воз-(Вос-) Вз-(Вс-) Из-(Ис-) Низ-(Нис-) Раз-(Рас-) Роз-(Рос-) Через-(Черес-) Чрез-(Чрес-)
Тема урока: «Правописание приставок на –з / с –».
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК Выполнила Лоханова Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 1» г. Балаково Саратовской области г. Балаково Саратовской.
МОРФЕМИКАМОРФЕМИКА ПРИСТАВКИ. Морфемика (греч. morphe – форма) – это учение о минимальных значимых структурных частях слова и его форм, т.е. это учение.
Правописание приставок на -з и -с. Итак: Приставки без-, воз-, из-, низ-, раз-, чрез-(через-) пишутся перед гласными и звонкими согласными. Приставки.
Буквы –з и –с на конце приставок Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «Георгиевская СОШ»Острокостова Надежда Ивановна.
Нарушители главного правила (приставки второй группы) Приставки на З-, С-
Морфемика Учитель МОУ СОШ 2 станицы Медведовской Тимашевского района Краснодарского края Приймак Елена Ивановна.
Урок русского языка в 5-ом классе по теме: «Правописание приставок» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 12 с.Новосельское,
Русский язык Буквы З и С на конце приставок 5 класс МОУ СОШ 7 Учитель русского языка и литературы Литвинова Н.А.
Словообразование Словообразование Орфография. Орфограммы в морфемах Корень Корень Суффикс Суффикс Окончание Окончание Приставка Приставка.
1.Всегда одинаково, независимо от произношения, пишутся согласные и гласные в большинстве приставок: Об-: обмерить – обтесать От-: отбить – отпить Над-:
Буквы З-С на конце приставок Урок русского языка в 5 классе.
Работу выполнила Лоханова Е.В. Лицей 1 г.Балаково.
1 Правописание приставок на –з и -с Выполнила: учитель русского языка МОУ «ООШ 11» г. Магнитогорска Челябинской области Спицина Ольга Борисовна.
«Состав слова» «Состав слова» урок письма и развития речи в 5 классе Автор Е. А. Заболотская учитель специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.
Урок русского языка в 5-ом классе Презентацию выполнила Л.Д. Михальчик, учитель русского языка и литературы МОУ « СОШ 126» г.Барнаул, Алтайский край 2010.
Транксрипт:

Интересные морфемы Подготовила Асташкина Н.Г., учитель русского языка и литературы МБУ СОШ 85, г.о. Тольятти

Целевые установки урока : В результате изучения темы ученик знает структуру слова. умеет производить морфемный и словообразовательный разбор слова, определяет условия выбора приставок на з и с; умеет находить слова с чередующимися гласными в корне, умеет работать в группе. использует приобретённые знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Суффиксы: Иногда они звенят, как колокольчики:-оньк-, -еньк-, -знь-! Иногда словно стучат каблучками: -ек-. -ик-. - чик-, -ник-! Иногда поют, как птички: -чив-. -лив-, -чив-, - лив-! А бывает, будто просят о чем- то: и..., льи...

Роль приставки Возьмем слово выиграть, это совсем не то, что проиграть! А написать самой это вам не списать у кого- нибудь! И все это благодаря, приставкам!

Роль суффикса Захотим- и деревьев станет меньше!(лесок) А вот уже и нет никаких деревьев! Зато вот оно- сказочное существо, доброе, волшебное!(лесовик) А вот и человек, который охраняет лес!(лесник) И все эти превращения совершили мы, суффиксы!

Состав слова: КОРЕНЬ: В корне- смысл, но не весь. Главный, но неполный. ПРИСТАВКА: Потому приставка есть- Смысл она дополнит! СУФФИКС: Рад я в этом ей помочь, После корня стать не прочь! Ну и что ж, что после корня,- Все равно я всех проворней!

Кроссворд «Горка»

Приставки на З и С. Живут на свете, людям помогая, Приставки ВОЗ-, ИЗ-, ЧЕРЕЗ-, РАЗ-, и БЕЗ-, Но если звук глухой согласный их встречает, Мы пишем их лишь только с буквой «ЭС». Глухие звуки- это непоседы, Они спокойно не желают жить. Они мечтают звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить. Ты запомни, что приставки РАЗ-, ИЗ-. НИЗ-, БЕЗ-, и ЧЕРЕЗ- Перед согласными глухими Всегда меняют З на С.

Приставки на З и С: Ученик, тебе задание: Как напишешь слово ЗДАНИЕ? Все учти, продумай, взвесь. Не свихнись на слове ЗДЕСЬ, Помни все условия, Чтоб писать ЗДОРОВЬЕ. Чтобы смысл не повредить, З нельзя в них отделить....десь,...доровье,...дание Лишены содержания. Верните З, и снова Заговорят три слова.

Этимология слов В современном языке З действительно входит в корень слов здание, здоровье, здесь, зги. Но знаете ли вы, что только в слове здание- корень -зд-? Стоит лишь подобрать однокоренные слова к нему: создать, созидать, создатель, зодчий- и все становится ясным.

Этимология слов : В остальных же словах раньше писалось С, а не З, причем в слове здоровье С- была приставкой. Приставка эта озвончилась перед Д, и из сдоровья получилось здоровье. Корень же в этом слове был -доров- (сравните: дерево, дрова), и первоначально слово сдоровый означало «крепкий, высокий, как дерево».

Этимология слов Здесь возникло из славянского съ-де-съ, в начале и в конце стояло сь (указательное местоимение этот), в середине суффикс -де-. Значит, и в начале слова здесь было сперва с, которое позже перед звонким д перешло в з.

Корни с чередованием. Уж особое создание Корни с чередованием! Чтобы правильно писать, Правила должны мы знать! -ЛАГ_ и -ЛОЖ- сказали ясно: «С этим мы вполне согласны. Если суффикс А за корнем Пиши букву А спокойно!» Корни -РАСТ- и –РОС Встали во весь рост И сказали: «Букву А Пишем, ребята, не всегда. Если вслед за корнем СТ или Щ, ТО писать, запомни, Нужно букву А. Но, к большому сожаленью, Существуют исключения: РОСТОВЩИК в РОСТОВЕ жил, РОСТИСЛАВОМ звали, Он РОСТОК себе купил Где-то на вокзале.

Вставьте нужную букву и объясните свой выбор : Соб…рались, оз…рить, бе…крайнее, бл…стать, ра…горелись, подр…сли, накл…нились, предл…гать, разл…лась, проб…рались, оз…ренные.

Борис Кустодиев. «Весна»

Итог урока: Тему с вами повторили, Выставим сейчас оценки. Знания ваши закрепили, А теперь на переменку !

Источники информации и картинок: 1) «Занимательный русский язык»: пособие для учителя и учащихся/ Г.А. Александрова. – СП.: Тригон, ) «Секреты орфографии»: пособие для учителя и учащихся/ Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. - М.: Просвещение,2001 3) 4) www. liveinternet.ru 5)