Мы не знаем ни одного явления в природе, которое не занимало бы части пространства и части времени. В.И. Вернадский Тема учебного проекта: Пространство и время как структурно-семантический компонент в художественном произведении. Творческое название: Язык пространства и времени. Новожилова М.А. МОУ СОШ 14 г. Балахна.
Основной вопрос: Возможно ли адекватно интерпретировать текст без учёта хронотопа? Вопрос учебной темы: Каким образом язык пространства и времени помогает понять смысл текста? Вопрос учебной темы: Каким образом язык пространства и времени помогает понять смысл текста? –Учебные предметы: –Литература, философия, МХК, история. –Участники: –ученики классов
Формирование личностного восприятия авторской позиции Формирование личностного восприятия авторской позиции Умение увидеть проблему Умение увидеть проблему Наметить пути её решения Наметить пути её решения Дидактические цели проекта:
Познакомить учащихся с историей изучения пространства и времени в общем искусствознании вв.; со способами организации пространства и времени в художественной литературе Познакомить учащихся с историей изучения пространства и времени в общем искусствознании вв.; со способами организации пространства и времени в художественной литературе Научить понимать язык пространства и времени. Научить понимать язык пространства и времени. Продолжить формирование литературоведческой компетенции учащихся при интерпретировании текста Продолжить формирование литературоведческой компетенции учащихся при интерпретировании текста Научить пользоваться Power Point для оформления результатов; кратко излагать свои мысли устно и письменно Научить пользоваться Power Point для оформления результатов; кратко излагать свои мысли устно и письменно Методические цели проекта:
Проследить эволюцию взглядов на сущность пространства и времени в искусстве, в гуманитарной науке вв. Проследить эволюцию взглядов на сущность пространства и времени в искусстве, в гуманитарной науке вв. Способы организации пространства и времени в художественной литературе. Способы организации пространства и времени в художественной литературе. Ответить на главные вопросы: Существует ли язык пространства и времени?; Роль хронотопа при интерпретации текста. Ответить на главные вопросы: Существует ли язык пространства и времени?; Роль хронотопа при интерпретации текста. Темы самостоятельных исследований: Результаты представления исследований: Презентация Презентация Веб-сайт Веб-сайт Буклет Буклет
Информационные ресурсы Литература: Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Эпос и роман, СПб.: Азбука, Литература: Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Эпос и роман, СПб.: Азбука, Иванов В.В. Категория времени в искусстве и культуре 20 века // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: Сборник статей, Л.: Наука, Каган М.С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: Сборник статей, Л.: Наука, Назарычева Ю.В. Пространство и время как структурно-семантический компонент в художественном тексте // Четвёртая нижегородская сессия молодых учёных. Тезисы докладов. Н.Новгород, Сапаров М.А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: Сборник статей, Л.: Наука, 1974.
Этапы проведения проекта Знакомство с web-сайтом Язык пространства и времени. Знакомство с web-сайтом Язык пространства и времени. Постановка проблемного вопроса:Каким образом язык пространства и времени помогает понять смысл текста? Постановка проблемного вопроса:Каким образом язык пространства и времени помогает понять смысл текста? Мозговой штурм (формулирование тем исследования учеников, их корректировка учителем)Мозговой штурм (формулирование тем исследования учеников, их корректировка учителем) Распределение учащихся по творческим мастерским: Распределение учащихся по творческим мастерским: Первая творческая мастерская – Из истории изучения пространства и времени в общем искусствознании вв. Вторая творческая мастерская – Способы организации пространства и времени в художественной литературе. Третья творческая мастерская – Анализ произведений художественной литературы с учётом хронотопа (ДантеБожественная комедия, СтернСентиментальное путешествие, Н.В. Гоголь Мёртвые души, Вечера на хуторе близ Диканьки, рассказы В. Шукшина, Вен. Ерофеев Москва - Петушки.)
Сроки проведения Творческие практикумы. Творческие практикумы. Проводится 5 творческих практикумов в течение 6 уроков. Творческие мастерские: Учащиеся должны учесть все замечания и подготовить выступление на итоговой конференции.Творческие мастерские: Учащиеся должны учесть все замечания и подготовить выступление на итоговой конференции. Итоговая конференция. Выступления учащихся с доработанными исследованиями. Подведение итогов, участие в дискуссии, награждение