Толчком для активизации участия в литературных конкурсах служат уроки русского языка и литературы
ЦЕЛИ УРОКА: 1 ) расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально- выразительной роли причастия в речи 2) систематизировать полученные знания по теме «Причастие» и уметь применять их на практике 3) используя тексты малой формы, показать эмоционально- выразительные возможности причастий в речи
3) нахождение причастий в тексте 2) исправление грамматических ошибок 1) образование причастий разных видов 4) сочинение текстов по картине с использованием причастий 5) применение орфографических правил по данной теме
1) карта путешественника 2) иллюстрации картин Маковского «Дети, бегущие от грозы», Саврасова «Грачи прилетели», Максимова «Все в прошлом» 3) сигнальные карточки и флажки
Задание 1. Из предложенного текста выписать только причастия, обозначить суффиксы, с помощью которых они образованы от глагола. «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое историческое целое»,- писал К.Ушинский. Земля, одетая в зелень, обрызганная алмазной росой, казалась прекрасной и счастливой. Лучи солнца яркими пятнами ложились на лес, дрожали в сверкавшей реке, а в необыкновенно прозрачном воздухе стояла такая свежесть, точно весь мир божий только что выкупался, отчего стал моложе и здоровее…
Игра «Корректор». Исправьте ошибки, объясните устно. видивший зависевший затеевший клеющий слышущий держащий борящийся сеящий тающий Задание 2. Морфемное море – начало путешествия Задание 3. Для успешного путешествия дальше нам нужно обогнуть мыс Загадок. Это получится, если мы отгадаем загадки и выпишем из них причастия. Слушайте внимательно Сито свито, золотом покрыто, Кто ни взглянет, всяк заплачет. Чёрные чернизины, как один, нанизаны, Засмотрелся Фома – понабрался ума. В новой стене, в круглом окне днем стекло разбито, За ночь вставлено Мыс Загадок
Волшебный Залив Задание 5 Нас ждет сюрприз: вашему вниманию будут предоставлены творческие работы, созданные матросами накануне отплытия. Написаны эти работы по следующим картинам: Маковского «Дети, бегущие от грозы», Саврасова «Грачи прилетели», Максимова « Все в прошлом». Слушаем внимательно, удалось ли матросам показать роль причастий в тексте. Сделайте вывод.
К.Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы»
А.К.Саврасов «Грачи прилетели»
В.М.Максимов «Все в прошлом»
Задание 6. Волшебные причастия позволили нам попасть в Распределительное море. Вы преодолеете подводные рифы, если сумеете правильно определить главное слово в словосочетании: сидящая девушка, представляющий интерес, летящая стрела, наблюдающееся явление, преодолевающие болезнь, подсохшее дерево, горящие леса, переплывающие через реку, увидевшие волка. Распределительное море БУХТА НЕОЖИДАННОСТЕЙ Задание 7 В сундучке находятся словарные диктанты на темы: «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных», «Правописание НЕ с причастиями». Тексты диктантов.
Задание 8. Командам придётся пожертвовать самыми лучшими своими матросами для решения сложной орфографической задачи на тему : «Н и НН в кратких прилагательных и причастиях». Опасный пролив Задание 8-9 Командам придётся пожертвовать самыми лучшими своими матросами для решения сложной орфографической задачи на тему: «Н и НН в кратких прилагательных и причастиях». БУХТА ГРАММАТИКИ Задание 10: исправьте грамматические ошибки. 1. По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями. 2. Подгоняемая лодка неслась по реке ветром. В большом зале с потемневшей от дыма стенами стояли длинные столы. 3. Не бойтесь: у меня собачка привязанная. Что же ты так долго? Обед у меня уже сваренный.
Вы убедились в том, что причастия обладают смысловой емкостью, делают речь красивее, эмоциональнее, выразительнее. Выполненные задания на уроке систематизировали полученные знания по теме «Причастие», получили практическую направленность.