Технология проблемного диалога, как средство нахождения младшими школьниками самостоятельного решения в проблемных ситуациях. Учитель начальных классов МБОУ «СОШ 7», г. Зимы Климова Н. М
Ц е л и П Приобретение знаний, умений, навыков У Усвоение способов самостоятельной деятельности Р Развитие познавательных и творческих способностей
У с л о в и я Проблематизация учебного материала Активность ребенка Связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом
Этапы обучения Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий диалог Сообщение темы урока мотивирующим приемом 1 этап : Постановка учебной проблемы Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий к знанию диалог 2 этап : Открытие нового знания
Приёмы обучения на втором этапе Побуждения к выдвижению гипотез Принятия выдвигаемых учениками гипотез Побуждения к проверке гипотез Принятие предлагаемых учениками проверок Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий к знанию диалог
Этапы обучения 3 этап : Воспроизведение новых знаний
«Проблемный диалог»- это 2 звена: Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания Поиск решения – этап формулирования нового знания
МетодыПроблемно-диалогическиеТрадиционные постановки проблемы побуждающий от проблемной ситуации диалог подводящий к теме диалог сообщение темы с мотивирующ им приемом сообщение темы поиска решения побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог подводящий от проблемы диалог подводящий без проблемы диалог сообщение знаний Классификация методов обучения
Методы постановки учебной проблемы
представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Варианты: Бер-ёза берё-за Бе-рёза берёз-а Урок русского языка по теме «Правила переноса слов» Варианты: Бер-ёза берё-за Бе-рёза берёз-а Тема урока: «Правила переноса слов»
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.
УЧИТЕЛЬУЧЕНИКИ Спишите из упражнения слова «долетел», «забежал», «надписал» и др. Поставьте ударение. Подчеркните безударные гласные. В каких частях слова находятся безударные гласные? Обозначьте их. Какое правило о безударных гласных мы уже знаем? А какого правила о безударных гласных ещё не учили? записывают слова ставят ударение подчёркивают безударные гласные В корне и приставке. обозначают О безударной гласной в корне. Наверное, о безударной гласной в приставке. -Значит, какая сегодня будет тема урока? (Фиксирует тему). Безударные гласные в приставке. Урок русского языка в 3-ем классе по теме «Безударные гласные в приставках »
Сообщение темы с мотивирующим приемом. У читель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Урок русского языка по теме «Дательный падеж» АНАЛИЗУЧИТЕЛЬУЧЕНИКИ Постановка проблемы «Яркое пятно» в форме шуточного стихотворен ия -Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так: Такой падеж как ….. Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. -Кто догадался, о каком падеже идет речь?-О дательном Тема-Значит, тема нашего урока? (Фиксирует тему на доске) -Дательный падеж
Методы поиска решения учебной проблемы
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы.
Урок математики по теме «Умножение на двузначное число». 56 х 21 = ? Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения. Представляют две гипотезы: 50 х х 1 = 1006 (ошибочная) 56 х х 1 = 1176 (решающая) -Как проверить, какой из двух способов верный? Молчат. -Может быть, воспользуемся каким-то прибором? Можно проверить на калькуляторе! -Проверьте! Что получилось? -При умножении на калькуляторе получилось 1176 (Аргумент). -Значит, как надо умножать на двузначное число? Формулируют правило (Открытие нового знания) -Сравните свой вывод с учебником.-Все верно.
Подводящий к теме диалог система вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками.
При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие: -самостоятельности - умственных способностей - креативного мышления
Технология проблемного диалога вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности; осознанности знаний; предупреждает появление формализма, бездумности; обеспечивает более прочное усвоение знаний; делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.
«Дети – сама жизнь, которая никогда, ни на секунду не застывает!.. Ребёнок будет тянуться к урокам, если он найдёт в них условия для более интересного и стремительного движения своей жизни» Ш.А.Амонашвили
Спасибо за внимание!