ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Жданова Л.В. Учитель МОУ «Куединская СОШ 1 – Базовая школа» Всякая плодотворная гипотеза кладет начало удивительному извержению потока непредвиденных открытий. Л. Бриллюзн СПОСОБЫ реализации исследовательской деятельности на уроке Использование методов обучения, формирующих исследовательские умения (эвристическая беседа, проблемный вопрос) Применение исследовательск их заданий на уроке (сравните, обобщите, исключите) Сочетание репродуктивных, исследовательских и творческих видов работ на уроке (урок-исследование) В ходе исследовательской деятельности учащиеся учатся: - ставить цель, выдвигать гипотезу, - наблюдать, анализировать, сравнивать, - пользоваться различными источниками для нахождения информации, - самостоятельно обрабатывать собранный материал, - делать выводы, представлять результаты своей работы.
Формирую исследовательские навыки учащихся на уроках различного типа: 1.Изучение новой темы (выход на понятие «Причастие», изучение литературных жанров, например, былина, баллада, житие). 2.Уроки обобщения, закрепления (по теме «НЕ с разными частями речи», «Употребление причастий и деепричастий в речи», «Имена существительные собственные»). 3.Уроки анализа художественного произведения (сравнение героев, жанровой специфики произведения, составление словариков эпитетов, метафор). 4.Исследовательская работа ученика может осуществляться в рамках домашнего задания (провести опрос, понаблюдать, например, за речью определенной группы людей, взять интервью, провести эксперимент в домашних условиях). Разработаны уроки-исследования по следующим темам: Смысл названия пьесы Н.Островского «Гроза». Роль художественной детали в романе И.А.Гончарова «Обломов». Нравственные пороки общества в сказке М.Е.Салтыкова- Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Мы все родом из детства (по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»). Нравственные проблемы в рассказе В.М.Шукшина «Дядя Ермолай». Употребление причастий и деепричастий в речи. Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
ЭТАПЫ УРОКА-ИССЛЕДОВАНИЯ Выход на проблему Выдвижение рабочей гипотезы Исследование текста через призму рабочей гипотезы, используя исследовательские методы: лингвистический эксперимент сравнениеанализ обобщение наблюдение опросанкетированиеинтервью Выдвижение итоговой версии исследования (возврат к гипотезе) Подведение итогов исследования
Формы представления результатов исследовательской работы коллаж мини-музей презентация буклет книжка словарик лист наблюдений