Кирилина Наталья Ивановна, учитель русского языка, литературы и риторики МОУ «СОШ 59» г. Барнаула стаж работы 10 лет первая квалификационная категория МОУ «СОШ 59» город Барнаул, 2008
Цели и задачи применения ИКТ на уроках русского языка, литературы и риторики 1. Развитие творческих способностей учащихся, навыков исследовательской деятельности, умения принимать оптимальные решения 2. Формирование у школьников умения работать с информацией, развитие коммуникативных способностей 3. Формирование положительной мотивации учения 4. Активное вовлечение учащихся в учебный процесс 5. Активизация деятельности учащихся на учебном занятии 6. Качественное изменение контроля деятельности учащихся 7. Формирование адекватного отношения школьников к информационному достижению общества
Использование ПК на уроках Компьютер целесообразно использовать не только как средство наглядности, но, в первую очередь, в качестве средства активного обучения. Как это ни парадоксально, но именно бездушная машина может по-настоящему оживить такой предмет, как русский язык, который пока является не самым привлекательным для наших школьников. Вполне понятно, что увлечь ребят лучше самого педагога не получится ни у кого, а помочь в этом учителю должна машина. Плоды такого сотрудничества – это слайды с объяснением новой темы, тренировочные тесты по русскому языку и литературе, презентации по творчеству поэтов и писателей, лингвистические и литературные игры, которые предназначены как для средней школы, так и для учащихся старших классов.
МОУ "СОШ 59" г. Барнаула4 Динамика качества знаний учащихся по русскому языку заметно растёт в связи с использованием ИКТ Успеваемость учащихся: 100%
МОУ "СОШ 59" г. Барнаула5 Динамика качества знаний учащихся по литературе Ребята с удовольствием изучают литературу, используя ИКТ Успеваемость учащихся по литературе за последние три года составила 100%
Применяя ИКТ… В рамках изучения информационно – коммуникационных технологий мною были составлены и продемонстрированы презентации на темы: 1.Защита программы элективного курса «Риторика» 2.Инновационный проект занятия «А – нек – дот? Ну да, анекдот!» 3.Параметры оценки эффективности элективных курсов 4.Урок – представление «Мифы Древней Греции» 5.Из опыта учителя – словесника (аттестационное портфолио) 6.Проектная деятельность на элективном курсе «Риторика» 7.Вводное занятие «Знакомство с причастием» 8.Обобщающий урок «Знаешь ли ты причастие?» 9.Внеклассное мероприятие по русскому языку как способ развития читательского интереса
Применяя ИКТ… 10. Лингвистическая игра по русскому языку для старших классов 11. Инновационный проект занятия «А – нек – дот? Ну да, анекдот!» 12. Внеклассное мероприятие в 6 классе «По дорогам фразеологии» 13. Урок – представление «Мифы Древней Греции» 14. Проектная деятельность на элективном курсе «Риторика» 15. Вводное занятие в 6-ом классе «Знакомство с причастием» 16. Обобщающий урок в 6-ом классе «Знаешь ли ты причастие?» В рамках изучения информационно – коммуникационных технологий мною были составлены и продемонстрированы презентации на темы:
И всё - таки… Далеко не весь учебный материал нуждается в опоре на средства компьютерной техники. Не нужно превращать использование программ в самоцель, неуёмное увлечение. (Всё хорошо в меру!) Нецелесообразно полностью компьютеризировать процесс изучения тем русского языка и литературы, так как практически не реализуется коммуникативно-прагматическая (КОММУНИКАЦИЯ - от лат. communicatio, от communico делаю общим, связываю, общаюсь, ПРАГМАТИЗМ - от греч. pragma, род. п. pragmatos дело, действие) направленность русского языка и литературы. Развивая логическое мышление, обогащая учащихся новыми знаниями, умениями и навыками, компьютер тем не менее не развивает монологическую и диалогическую речь школьников, сужает область коммуникации. Следовательно, компьютер на уроке необходим как одно из средств обучения, но при этом далеко не единственное. Компьютер не подменяет ставшие уже привычными дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе проведения урока.