ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ РОССИИ И ПОТЕНЦИАЛ ГОРОДОВ Верховская Ольга Координатор GEM Россия, ВШМ СПбГУ Дорохина Мария Исследователь GEM Россия, ВШМ СПбГУ Семинар «Предпринимательство в России: основные направления исследований» 5 декабря 2008 года 900igr.net
GEM - международная инициатива по исследованию взаимосвязи между предпринимательством и ростом экономики GEM - уникальная (по сопоставимости) ежегодно обновляемая база данных GEM - источник информации для всестороннего анализа предпринимательства на национальном и глобальном уровнях Что такое GEM
Уникальная международная база данных по предпринимательству 1997 год:запуск: Великобритания, США, Финляндия, Ирландия 1999 год:опубликован первый отчет / 10 стран-участниц 2006 год: ВШМ СПбГУ 2008 год:40 стран-участниц Всего:65 стран-участниц Северная Америка Азия и Океания (5) Европа (21) Россия Южная Америка (8) Северная и Центральная Америка (3) Африка (2)
сравнение уровней предпринимательской активности между странами определение факторов, влияющих на уровень предпринимательской активности (как стимулирующих, так и ограничивающих предпринимательскую деятельность) определение того, как различия в уровнях предпринимательской активности связаны с экономическим ростом выявление того, что можно сделать для увеличения предпринимательской активности Цели проекта GEM
Индикаторы Уровень предпринимательской активности и предпринимательский потенциал общества, которые определяются: Наличием финансовой поддержки Политикой государства Государственными программами Уровнем образования и профессиональной подготовкой Простотой внедрения научно-технических разработок Качеством коммерческой и профессиональной инфраструктуры Доступностью физической инфраструктуры Открытостью рынка Социально-культурными нормами Различные группы предпринимателей: потенциальные, ранние, нарождающиеся, устоявшиеся, владельцы вновь созданного бизнеса, вышедшие из бизнеса, бизнес-ангелы
Индикаторы Портрет российского предпринимателя: социо- демографические характеристики Индексы оценки политики в области предпринимательства Характер предпринимательства Мотивация предпринимательской деятельности Инновационность (конкурентное окружение, новизна продукта для потребителей, новизна используемых технологий) Стремление к росту Экспортный потенциал Восприятие феномена предпринимательства обществом
Возможности, предоставляемые GEM Для исследователей: Крупномасштабный независимый анализ российского предпринимательства Отработанная и постоянно усовершенствуемая методика сбора данных Сравнительный анализ данных по России с национальными базами данных более чем 40 стран Для органов системы государственной поддержки Информация, которой нет в официальной статистике Информирование о состоянии предпринимательства Источник общей информации для интернационализации российского малого и среднего бизнеса Для средств массовой информации Улучшение общественной осведомленности о состоянии и проблемах предпринимательства Предоставление информации о предпринимательстве в России и за рубежом
Концептуальная модель GEM Общие экономические условия Условия развития предпринимательства Социальный, культурный, политический контекст Крупные компании Малый и средний бизнес Предпринимательс кие способности Развитие бизнеса Рост национальной экономики (ВВП, занятость) Возможности для предпринимательства
Adult Population Surveys APS Adult Population Surveys APS опрос взрослого трудоспособного населения с помощью специально разработанных анкет, вопросы которой с разных сторон характеризуют отношение респондента к организации предпринимательской деятельности min человек Источники информации GEM
National Expert Surveys NES National Expert Surveys NES опрос по специально разработанным анкетам и глубинные интервью с предпринимателями и экспертами в области предпринимательства не менее 36 интервью 10 групп в соответствии с классификацией, предлагаемой методикой GEM, в которой определены основные показатели внешней среды, влияющие на предпринимательскую активность и экономический рост Источники информации GEM
Типы предпринимателей Предпринимательская активность на ранних стадиях Потенциальные предприниматели Владельцы устоявшегося бизнеса (более 3,5 лет) Нарождающие- ся предприняли (от основания фирмы до 3 мес.) Владельцы вновь созданного бизнеса (от 3 мес. до 3,5 лет) TEA Замысел Рождение фирмы Выживание
ИНДЕКС ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ
TEA и ВВП на душу населения, 2007
Показатели предпринимательской активности Нарождающиеся предприниматели 3,51,331,87 Владельцы вновь созданного бизнеса 1,71,341,86 Устоявшиеся предприниматели 1,21,681,11 Индекс предпринимательской активности (TEA) 4,92,673,49
ВОСПРИЯТИЕ ФЕНОМЕНА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ОБЩЕСТВОМ
Группа А: индивидуальное восприятие 1g. Вы лично знаете человека, который за последние 2 года открыл свой бизнес? 1h. В последующие шесть месяцев в том регионе, где Вы живете, будут созданы благоприятные условия для начала бизнеса 1i. У Вас есть знания, навыки и опыт, необходимые для открытия бизнеса 1j. Страх провала помешал бы вам начать свое дело. Группа В: национальные особенности 1k. В России большинство людей предпочло бы, чтобы все имели одинаковый уровень жизни 1l. В России большинство людей воспринимает открытие нового бизнеса как желательный выбор карьеры 1m. В России те люди, которые добились успеха в создании и развитии нового бизнеса, имеют высокий статус и уважение. 1n. В России Вы можете часто видеть в прессе статьи о новых успешных предприятиях. Вопросы по оценке восприятия
Предпринимательский климат, Россия – США, 2007
Предпринимательский климат, 2007 Владеющие бизнесом
Предпринимательский климат: Россия
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Социальный портрет предпринимателя: пол
Социальный портрет предпринимателя: возраст
Социальный портрет предпринимателя: образование
ХАРАКТЕР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ
Предприниматели «по необходимости» (Necessity Entrepreneurs) – предприниматели, которые пытаются начать свое дело в силу того, что у них нет иных возможностей для получения дохода Предприниматели «по возможности» (Opportunity Entrepreneurs) – предприниматели, которые пытаются использовать открывающиеся возможности и получать преимущества от предпринимательской деятельности Мотивация предпринимателей
Мотивы предпринимательства
Инновационность : технология
новизна продуктов
Инновационность : конкурентное окружение
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ АКТИВНОСТЬ
Факторы, отрицательно влияющие на предпринимательство
Факторы, положительно влияющие на предпринимательство
Факторы, стимулирующие развитие предпринимательства
Спасибо за внимание