1 Государственная кадровая политика как фактор кадровой безопасности государства и общества Турчинов А.И. доктор социологических наук, профессор Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Институт государственной службы и управления персоналом (
2 Кадровая безопасность (КБ) состояние общества, достигаемое посредством деятельности, направленной на формирование качественных и количественных характеристик профессионального потенциала трудоспособных граждан, обеспечивающих сохранение целостности и развития общества, суверенитет государства, отсутствие рисков потери самодостаточности в различных отраслях науки, техники, образования, промышленности, сельского хозяйства, военной, духовной и в иных сферах деятельности.
3 Кадровая безопасность (КБ) защищенность общества от угроз и рисков непрофессионализма, деструктивного профессионализма, сохранения и наращивания профессионального потенциала посредством эффективной государственной кадровой политики, региональной государственной кадровой политики, муниципальной кадровой политики, кадровой политики организации.
4 Прямые и косвенные риски и угрозы КБ для ГС послушные умники и неумные послушники творцы «кадровой серости» позвоночникиклановикиолигархозависимыекриминальнозависимыеиностраннозависимые земляки, друзья, родственники деструктивные профессионалы
5 Прямые угрозы и риски КБ для кадрового потенциала уничтожение научных и технологических школ ликвидация или неточный прогноз научных и образовательных направлений подготовки кадрового потенциал страны эмиграция профессионалов эмиграция профессионалов старение научных и преподавательских кадров
6 Риски и угрозы для полиэтнических обществ не институционализированные и не конституированные кадровые процессы и отношения.не институционализированные и не конституированные кадровые процессы и отношения. дисбаланс в кадровом составе в системах социального управления, сферах профессиональной деятельности (социосолидарность-это солидарность - это монополизация); дисбаланс в кадровом составе в системах социального управления, сферах профессиональной деятельности (социосолидарность-это солидарность - это монополизация); низкий уровень знания культуры, традиций, религиозных верований этнических обществ, государственными и муниципальными служащими; низкий уровень знания культуры, традиций, религиозных верований этнических обществ, государственными и муниципальными служащими; обособленность, замкнутость в полиэтнических сообществах образовательных структур, культивирующих этническую исключительность обособленность, замкнутость в полиэтнических сообществах образовательных структур, культивирующих этническую исключительность
7 Прямые и косвенные риски и угрозы КБ для ГС В настоящее время девиации кадровой политики носят системный характер в ГМУ. В условиях разгосударствления собственности, не совершенной правовой базы и не эффективной системы управления государственной и муниципальной службой являются источником устойчивых коррупционных отношений и воспроизводства непрофессионализма
8 Меритократия Проблемой управления обществом лучшими своими согражданами человечество озабочено издавна. Многовековой опыт усилий в этом направлении только в середине ХХ столетия был обозначен понятием «меритократия» (от лат. meritus достойный и греч. власть), букв. власть, основанная на заслугах.
9 Меритократия Понятие введено в научный оборот англ. социологом М. Янгом по аналогии и в противоположность понятиям «аристократия» и «демократия» в книге «Возвышение меритократии: » («The rise of the meritocracy: », 1958).
10 Меритократия Формирование меритократических механизмов является одной из ключевых для институциональных, коллегиальных и индивидуальных субъектов управления, а также, как легитимных, так и нелегитимных субъектов кадровой политики. Формирование меритократических механизмов является одной из ключевых для институциональных, коллегиальных и индивидуальных субъектов управления, а также, как легитимных, так и нелегитимных субъектов кадровой политики.
11 Меритократия Принцип меритократии стал одним из основополагающих принципов справедливости в кадровой политике в обществе, так и кадровой политики в системе государственной службы
12 Реализация принципа-условие модернизации и реформ в обществе Принцип меритократии меритократический механизм Конструктивный протекционизм субъекта кадровой политики в отношении профессионала, обладающего нравственными и лидерскими качествами (управление)
13 Элементы меритократического механизма (ММ) Единой модели ММ в ГС нет, но есть его общие элементы: Субъекты управления (субъекты КП)Субъекты управления (субъекты КП) Кадровые технологии Кадровые технологии Ресурсы (Финансовые, технические, информационные)Ресурсы (Финансовые, технические, информационные) Легитимные субъекты контроля (формальные и неформальные институты)Легитимные субъекты контроля (формальные и неформальные институты)
14 Цели ММ Воспроизводство нравственных профессионалов лидеров Воспроизводство нравственных профессионалов лидеров Быстрые темпы роста профессиональной культуры и профессиональной среды Быстрые темпы роста профессиональной культуры и профессиональной среды Предотвращение дилетантизма Предотвращение дилетантизма Формирование конкурентных преимуществ для конструктивных профессионалов Формирование конкурентных преимуществ для конструктивных профессионалов Снижение рисков кадровой безопасности Снижение рисков кадровой безопасности
15 ГКП и КБ КБ и модернизация общества может быть обеспечена системными мерами по созданию научных, правовых, организационных, информационных, кадровых и финансовых основ по разработке и реализации ГКПКБ и модернизация общества может быть обеспечена системными мерами по созданию научных, правовых, организационных, информационных, кадровых и финансовых основ по разработке и реализации ГКП Создание конкурентных преимуществ для собственного кадрового потенциала Создание конкурентных преимуществ для собственного кадрового потенциала Существенное изменение уровня кадровой культуры и расширение возможностей влияния институтов гражданского общества на механизмы воспроизводства и востребования кадрового потенциала Существенное изменение уровня кадровой культуры и расширение возможностей влияния институтов гражданского общества на механизмы воспроизводства и востребования кадрового потенциала