Формирование социальных компетенций на уроках английского языка Подготовила : Камнева Инна Андреевна Учитель английского языка МБОУ СОШ 2
Вежливость открывает все двери … эта английская пословица приобретает сегодня особую актуальность Задача современной школы в соответствии с ФГОС - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Социальная компетентность в современном обществе означает способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности. Она предполагает в равной степени и освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей, и понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий.
Одна из основных проблем, с которыми я столкнулась в педагогической деятельности, состоит в поиске эффективных путей формирования и развития социальной компетентности учащихся на уроках английского языка в контексте их будущей социальной жизни.
диалогическая речь. проектная деятельность. ролевые игры. личный пример учителя методы и формы работы, помогающие ученикам развить социальные компетенции :
Диалог решает много задач в процессе коммуникации
Для развития данного вида речевой деятельности нужно помнить о значении формирования социальных компетенций. Я тренирую своих учеников в употреблении форм извинения. Мы обязательно отрабатываем такие общечеловеческие правила и черты поведения : тактичность, доброжелательность, умение сопереживать, умение вести себя на улице и т. д. Диалогическая речь
Важно находить хорошее в человеке : A: - You are great! B: - Thanks a lot. You are very kind. - в принадлежащих ему вещах ; A: - Great looking motorcycle. Have you just got it? B: - Yes, thanks. I got a really good deal on it. - любимом домашнем животном ; A: - Nice dog, Jane. B: - Oh, thanks a lot. - места, где человек родился или живёт ; A: - Your house is lovely! Ive especially like the way youve done the garden. B: - Do you really think so? Thats nice of you to say that. - характерных особенностей людей, населяющих его родной город, страну ; A: - People in your country are so friendly. B: - Glad to hear that. Примеры диалогов :
диалог 1 - How do you behave yourself with your friends? - I always help my friends. Are you late for a date? - Im never late for a date. How do you ride your bicycle? - I dont ride my bicycle through puddles and splash people. - How do you use a lift? - I dont stand in a lift with my back to people. Повторяем с учащимися правила поведения, после этого составляем диалоги. В основном – это диалоги - расспросы, обмен мнениями.
Диалог 2 - Do you know manner rulers in the street? - Yes, I do. - Can you name any of them? - Yes, of course. I dont make any noise. I always hold the door open for people behind me. I dont slam the door. - Thank you for telling me. Do you drop litter in the country or in the town? - No, I dont. - How sweet of you!
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Проектная деятельность начальная школа средняя школа Проект «книжка- малышка» «вежливость за столом» «добрые дела» – иллюстрированный рассказ Конкурс переводов Лучший плакат Стихотворения о вежливости
В средней и старшей школе проекты более долгосрочные. Например, во время проведения недели английского языка мы организуем конкурс плакатов на тему « вежливое общение », конкурс переводов « стихотворений вежливости » и отрывков из произведений английских классиков. Один из таких плакатов представлен в аудитории.
ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ Ролевые игры школьники получают необходимые реплики участники получают общее описание сюжета и описание своих ролей
Творческое ролевое общение требует развитых социальных умений. Поэтому ролевые игры на уроках английского языка нередко включают элементы социального тренинга ( упражнений в общении ). Примеры подобных заданий следующие : smile ( учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами ); kind words ( участники говорят любые приятные слова в адрес собеседника ); reflection ( участники пытаются представить, что о них думают другие школьники ); politeness ( школьники обращаются друг к другу с вежливыми просьбами ); concessions ( участники учатся уступать друг другу в споре ); respect ( школьники говорят о своём уважении друг друга и подкрепляют свои слова примерами ); conflict ( школьники учатся правильно реагировать на эмоциональную фразу партнёра ).
Овладение нормами речевого этикета в английском языке позволяет усвоить определённые модели общения, погрузиться в эмоционально благоприятную атмосферу урока, приобрести наряду с речевыми навыками опыт тактичного и доброжелательного поведения. Ученики приобретают опыт пользования типовыми высказываниями, закреплённые традициями : национально - культурными и языковыми. Таким образом, осуществляется не просто обучение новому иностранному языку, а формирование « личности на рубеже культур ». Школьники усваивают нормы и эталоны социальных отношений ; определённые стереотипы общения, которые носят общечеловеческий характер. Вывод
Используя эти методы и приёмы, я добиваюсь того, чтобы дети поняли, что быть вежливым очень важно, ведь вежливость открывает все двери.