Презентация учебника литературы В.А.Чалмаев, С.А.Зинин. Литература 11 класс Учебник для общеобразовательных учреждений В двух частях Москва «Русское слово» 2008
Известно, что в течение многих лет литература преподавалась у нас крайне односторонне. Изучали М.Горького, но не знали о М.Булгакове. Знали В. Маяковского, но и представления не имели о Н.Гумилеве или о М.Цветаевой. Авторы учебника постарались найти золотую середину, чтобы учащиеся смогли увидеть максимально объемную картину литературного развития страны.
Учебник для 11 класса содержит панорамную картину развития отечественной литературы в XX столетии. Книга имеет двухуровневую структуру, обеспечивающую изучение предмета на базовом и профильном уровнях.
Учебник литературы обеспечивает: - приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы; - развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни; - развитие речевой культуры учащихся; - воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся.
Весь материал учебника разделен на главы, где дается описание жизненного и творческого пути писателя, поэта; приводятся отрывки из поэтических произведений, высказывания современников. Учащиеся на страницах учебника могут увидеть портреты выдающихся людей. Всё это помогает быстрому и лёгкому восприятию, а также запоминанию изученного материала.
В конце каждой главы даются вопросы, отвечая на которые, ученик проверяет свои знания, рассуждает, высказывает свою точку зрения. Большой набор вопросов позволяет учителю осуществить личностно- ориентированный подход, разнообразить форму урока (урок- презентация, устный журнал, урок-игра и т.д. ).
В конце учебника приводится раздел «Круг новейших литературоведческих понятий», где рассматриваются понятия «горизонт ожиданий, литературоцентризм, модернизм, монтаж, точка зрения и т.д.». Изучение основных литературоведческих терминов готовит учащихся 11 класса к ЕГЭ не только по литературе, но и русскому языку.
Авторами учебника предоставлен широкий простор для внеклассной работы по предмету. На страницах учебника приводятся темы докладов и рефератов, список рекомендуемой литературы. Это позволяет формировать человека-творца, конкурентоспособную личность.
Авторы продумали работу с сильными учащимися. Для них создан раздел «Самостоятельный анализ текста», где после прочтения произведений, надо ответить на ряд вопросов или проанализировать рассказ, руководствуясь тезисным планом.
Цветные иллюстрации к произведениям делают учебник красочным, интересным и познавательным. Это позволяет учителю успешно реализовать межпредметные связи, организовать индивидуальную и групповую работу, формировать эстетические вкусы, интерес к произведениям искусства, в том числе и литературы Автор: Романова Людмила Юрьевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории гимназии 139 г. Казани, победитель конкурса «Лучшие учителя» по ПНПО