Прогнозный баланс трудовых ресурсов С.В. Сигова, к.э.н., ведущий научный сотрудник 900igr.net
2 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Проект ФЗ «О занятости населения в РФ» Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (разраб. в соответствии с поручением Правительства РФ от 26 ноября 2009 года АЖ-П ) - к полномочиям федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения будет относиться разработка прогноза баланса трудовых ресурсов
3 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Баланс трудовых ресурсов СССР В условиях плановой экономики - один из важнейших методов статистического анализа. Играл активную роль в формировании народнохозяйственного плана, а также в решении проблем рационального размещения производительных сил по территории страны и отраслям. В условиях обязательной занятости населения позволял определять количество населения, которое может быть еще вовлечено в общественное производство.
4 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Баланс трудовых ресурсов СССР «Население следует за производством» Л.А. Костин (Представитель Правительства СССР в Административном совете и Азиатском консультативном комитете Международной организации труда): «На всех этапах планирования народного хозяйства нашей страны… наибольшие отклонения фактических показателей от плановых наблюдались в области труда».
5 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Задачи планового баланса трудовых ресурсов СССР Определение степени соответствия между потребностью народного хозяйства в кадрах и ожидаемым их наличием на данной территории; Изыскание внутренних резервов рабочей силы, возможностей ее перераспределения как внутри территории между районами, видами деятельности, отраслями н/х, так и за их пределами.
6 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Планирование трудовых ресурсов 1. Сводный плановый баланс трудовых ресурсов 2. Балансовые расчеты: дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения, дополнительной потребности в квалифицированных рабочих и источниках ее обеспечения, вовлечения молодежи в работу и учебу. Источник: Методические указания к разработке государственных планов развития народного хозяйства СССР. Изд-во «Экономика». М. – 1974.
7 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Сводный плановый баланс трудовых ресурсов СССР Характеризовал: наличие и состав трудовых ресурсов, распределение трудовых ресурсов по видам занятости по отраслям народного хозяйства и общественным группам. В балансе показывалось: 1.население, занятое в общественном хозяйстве (рабочие и служащие государственных, кооперативных, общественных предприятий, учреждений и организаций, колхозники, принимающие участие в общественном производстве колхозов); 2. прочее занятое население трудоспособного возраста (некооперированные кустари, единоличники и т. п.); 3. учащиеся 16 лет и старше, обучающиеся с отрывом от производства; 4. трудоспособное население в трудоспособном возрасте, занятое в домашнем и личном подсобном хозяйстве (т. е. не участвующее в общественном производстве и не учащееся).
8 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Сводный плановый баланс трудовых ресурсов СССР Анализ использования трудовых ресурсов Анализируются отчетные балансы трудовых ресурсов, данные текущей статистики численности и половозрастного состава, естественного и механического движения населения, данные единовременных учетов численности рабочих и служащих по полу, возрасту и профессиональному составу, материалы годовых отчетов колхозов и переписей населения.
9 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Сводный плановый баланс трудовых ресурсов СССР Важнейшими показателями использования трудовых ресурсов являются: 1. уровень занятости населения; 2. производительность труда. Анализ уровня занятости и эффективности использования трудовых ресурсов дополнялся рассмотрением источников обеспечения народного хозяйства рабочей силой : 1. прироста численности населения трудоспособного возраста (в том числе за счет естественного и механического движения); 2. вовлечения в общественное хозяйство неработающих трудоспособных женщин; 3. вовлечения неработающих пенсионеров; 4. высвобождения колхозников из колхозного производства для работы в несельскохозяйственных отраслях.
10 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Планирование трудовых ресурсов 1. Сводный плановый баланс трудовых ресурсов 2. Балансовые расчеты: дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения, дополнительной потребности в квалифицированных рабочих и источниках ее обеспечения, вовлечения молодежи в работу и учебу.
11 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Дополнительная потребность в рабочих и служащих 1. Потребность на прирост численности = среднегодовая численность в плановом году ожидаемая численность за предшествующий год 2. Потребность на замену выбывающих по разным причинам: - численность работников на замену уходящих на учебу с отрывом от производства – на основе плана приема в вузы с сузы; - призыв в ВС СССР – на основе данных о численности молодежи призывного возраста; - естественная убыль (пенсия, смерть) – на основе отчетных статистических данных за последние 2-3 года.
12 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Балансовый расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения Министерства и ведомства СССР Госпланы союзных республик Госкомитеты советов министров союзных республик по использованию трудовых ресурсов балансовые расчеты дополнительной потребности в рабочей силе и источников ее обеспечения предложения об организованном наборе рабочих для предприятий и организаций (на основе расчетов потребности предприятий и организаций в рабочей силе, предусматриваемого направления рабочих из других союзных республик) Госплан СССР
13 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Формы обеспечения дополнительной потребности в рабочих и служащих 1. За счет притока следующих категорий: лиц, оканчивающих профессионально-технические учебные заведения, общеобразовательные школы, высшие и средние специальные учебные заведения; вовлекаемых из домашнего и личного подсобного хозяйства; колхозников, высвобождающихся из общественного хозяйства сельхозартелей; лиц, поступающих из других источников (военнослужащих, увольняемых в запас, лиц пенсионного возраста и др.). 2. За счет внутриотраслевого/межотраслевого/межреспубликанского перераспределения рабочих и служащих, высвобождающихся с предприятий и строек в результате роста производительности труда на основе механизации, автоматизации производства и внедрения научной организации труда, изменения профиля работы предприятия, отработки природных ресурсов, завершения строительства объектов и других причин.
14 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Планирование трудовых ресурсов 1. Сводный плановый баланс трудовых ресурсов 2. Балансовые расчеты: дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения, дополнительной потребности в квалифицированных рабочих и источниках ее обеспечения, вовлечения молодежи в работу и учебу.
15 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Балансовый расчет потребности в подготовке квалифицированных рабочих Цель составления: 1. разработка планов подготовки квалифицированных рабочих и других работников массовых профессий в профессионально-технических учебных заведениях Госпрофобра СССР, школах ФЗУ и других профессиональных школах и непосредственно на производстве, 2. планы строительства профессионально-технических учебных заведений и учебно-курсовых комбинатов
16 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Балансовый расчет потребности в подготовке квалифицированных рабочих Не включаются данные о численности рабочих по профессиям и специальностям, для работы по которым не требуется предварительной профессиональной подготовки. Учитывается потребность в кадрах квалифицированных рабочих новых профессий, возникающих в связи с внедрением новой техники и новых технологических процессов и не вошедших в перечень профессий Госпрофобра СССР. На предприятиях и в организациях расчет по профессиям и специальностям, В министерствах и ведомствах СССР и Госпланах союзных республик по основным группам профессий.
17 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Планирование трудовых ресурсов 1. Сводный плановый баланс трудовых ресурсов 2. Балансовые расчеты: дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения, дополнительной потребности в квалифицированных рабочих и источниках ее обеспечения, вовлечения молодежи в работу и учебу.
18 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Балансовый расчет вовлечения молодежи на учебу и работу Цель: определение численности молодежи, не получившей среднего образования и окончившей средние общеобразовательные школы, подлежащей вовлечению на учебу в различные типы учебных заведений и на работу в общественное хозяйство в плановом периоде (за исключением молодежи, подлежащей призыву в Вооруженные Силы СССР). Расчет - в территориальном разрезе (республика, область, город, район) с подразделением на город и село.
19 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Планирование народного образования 1. Планирование развития народного образования 2. Планирование подготовки и распределения молодых специалистов с высшим и средним специальным образованием Цель: обеспечение отраслей народного хозяйства кадрами с высшим и средним специальным образованием в соответствии с потребностью в них каждой отрасли. Осуществляется на основе потребности отраслей народного хозяйства в специалистах, рассчитываемой министерствами, ведомствами СССР и союзными республиками с учетом требований научно-технического прогресса, развития производства и сферы услуг, совершенствования размещения отраслей народного хозяйства.
20 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Планирование подготовки и распределения молодых специалистов с высшим и средним специальным образованием 1. Общая потребность в кадрах 2. Дополнительная потребность в кадрах.
21 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Дополнительная потребность Определяется в увязке с другими плановыми показателями (объемом производства, численностью работающих, объемом капитального строительства, развитием науки, культуры, здравоохранения и др.). Используются номенклатуры должностей, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, которые разрабатываются и в установленном порядке утверждаются каждым министерством и ведомством. Номенклатура должностей - перечень тех должностей на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые подлежат замещению дипломированными специалистами с указанием специальности и образования.
22 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Расчеты дополнительной потребности Осуществляется раздельно: а)на развитие отрасли, т. е. на прирост количества должностей, замещаемых специалистами, в связи с расширением производства или увеличением объема работ, с учетом всех факторов, вызывающих как увеличение числа должностей, так и их уменьшение; б)на возмещение естественного выбытия дипломированных специалистов и практиков, работающих на должностях специалистов; в) на частичную замену практиков дипломированными специалистами.
23 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета План приема учащихся в высшие и средние специальные учебные заведения Масштабы и качественные характеристики роста высшего и среднего специального образования увязываются с развитием отраслей народного хозяйства. Воспроизводство всех категорий рабочей силы рассматривается в едином комплексе. Размеры приема учащихся в высшие и средние специальные учебные заведения устанавливаются с учетом БТР республики или экономического района, демографических расчетов численности молодежи по возрастам и с учетом всех путей получения ею профессионального образования. План приема учащихся по отдельным специальностям разрабатывается на основе данных о дополнительной потребности в специалистах на перспективу с учетом материально-технической базы учебных заведений. Планирование распределения молодых специалистов
24 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Планирование в СССР: достоинства и недостатки Достоинства: Хорошо разработанная научно-методическая основа; Достаточный перечень показателей с глубокой детализацией. Недостатки: Методы перспективных балансовых расчетов трудовых ресурсов в основном ориентировались на сложившийся уровень затрат труда с определенной их корректировкой в зависимости от намечаемого роста производительности труда. Противоречия между потребностями общественного производства в трудовых ресурсах и потребностями трудовых ресурсов в рабочих местах. Прогнозирование на основе потребностей производства – недостаточно. Необходимо учитывать динамику предложения труда и согласовывать это предложение труда и потребности производства.
25 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Прогноз баланса трудовых ресурсов России Определение степени соответствия между потребностью экономики в трудовых ресурсах и ожидаемым их наличием на данной территории; Формирование государственного заказа системе профессионального образования по подготовке востребованных кадров
26 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Прогнозный баланс трудовых ресурсов Прогноз Количественный (численность занятых) Качественный (профессия/специальность) Существуют различные методики, описывающие возможные варианты прогнозирования Не существует результатов прогнозных расчетов в детализации по 83 субъектам РФ, 28 ВЭД, 28 укрупненных группы образовательных специальностей, 33 укрупненных группы профессий рабочих/должностей служащих )
27 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Проблемы составления качественного прогноза 1. Не учитываются закономерности развития процесса воспроизводства населения и трудовых ресурсов. 2. Не обеспечивается качественное соответствие между наличием трудовых ресурсов и потребностями в них экономики страны. 3. Не учитывается влияние внешних и внутренних факторов: развитие производства, формирование инновационной экономики, межотраслевой оборот трудовых ресурсов. За рубежом: используемые при прогнозировании методы (в основном экстраполяция на последнем этапе) не позволяют учесть в должной мере качественные сдвиги в экономических процессах. Используются методы экспертных оценок, нормативные методы и методы международных сопоставлений трудовых ресурсов.
28 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Методология прогнозирования потребности в трудовых ресурсах ЦБМ ПетрГУ Концепция Алгоритм Математическая модель Программный комплекс с базами данных и компьютерными программами Расчеты Верификация
29 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Факторы формирования дополнительной потребности и источники ее покрытия
30 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Схема взаимодействия элементов внутренней и внешней среды системы «рынок труда» в рамках национальной экономики
31 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Прогноз баланса трудовых ресурсов России При разработке прогноза баланса трудовых ресурсов в первоочередном порядке необходимо знать: прогнозную динамику производства товаров и услуг и производительности труда по видам экономической деятельности в разрезе субъектов РФ (аналог формы 2П Минэкономразвития России) на среднесрочный период дополнительную потребность в кадрах по видам экономической деятельности в профессионально- квалификационном разрезе; прогнозную динамику подготовки/переподготовки кадров с профессиональным образованием в профессионально- квалификационном разрезе;
32 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Параметры модели - дополнительный спрос, численность работников в периоде, - фактическая численность работников на рынке труда, - поток выбытия трудовых ресурсов с рынка труда за период, - изменение численности работников на рынке труда за период, - дополнительное предложение на рынке труда, - выпускники системы профессионального образования - переподготовленные и переобученные безработные, - приехавшие трудовые мигранты, - естественно-возрастное выбытие, - эмигранты, - индекс изменения численности работников, - индекс изменения совокупных затрат труда, - индекс изменения ВВП - индекс изменения производительности труда - показатель баланса спроса и предложения на рынке труда
33 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Расчет дополнительного спроса и дополнительного предложения
34 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Взаимосвязь потребностей экономики и госзадания на подготовку кадров 1. Формирование прогнозной потребности экономики по 28 ВЭД в кадрах с профессиональным образованием и 28 УГС на федеральном и региональном уровнях; Результат – согласованные показатели потребностей экономики в квалифицированных кадрах на региональном и федеральном уровнях. 2. Формирование КЦП (государственного задания) на подготовку специалистов по уровням ПО (ВПО, СПО, НПО) по 28 УГС на основе потребностей экономики для РФ в целом и для субъектов РФ; Распределение КЦП на подготовку специалистов с ВПО, СПО, НПО за счет средств бюджета по уровням финансирования: за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ; Результат – КЦП по 28 УГС, финансируемые за счет средств федерального бюджета, представленные на Коллегию Минобрнауки России. 3. Распределение КЦП на подготовку специалистов с ВПО, СПО и НПО за счет средств федерального бюджета между ФОИВ и другими распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся ФГОУ высшего, среднего и начального профессионального образования; Результаты – КЦП для ФОИВ (к 15 ноября текущего года) и постановление Коллегии Минобрнауки России. Завершение – заседание Коллегии Минобрнауки России. Приказ Минобрнауки России 4. Размещение ФОИВ на конкурсной основе государственного заказа (КЦП) по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием среди аккредитованных образовательных учреждений ВПО. Результат – приказы ФОИВ по распределению КЦП между подведомственными вузами.
35 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Цикл формирования прогнозной потребности экономики по 28 ВЭД в кадрах с профессиональным образованием и 28 УГС на федеральном и региональном уровнях 1. приказ Минобрнауки России о формировани и прогнозной потребности экономики по 28 видам экономической деятельности в кадрах с профессиональным образованием и 28 укрупненным группам специальностей на федеральном и региональном уровнях для последующего установления контрольных цифр приема на подготовку специалистов с профессиональным образованием к 18 марта текущего года 2. Формирование прогнозной потребности экономики по 28 видам экономической деятельности в кадрах с профессиональным образованием и 28 укрупненным группам специальностей для каждого субъекта Федерации и на федеральном уровне - к 15 августа текущего года Итоговые прогнозные показатели для каждого региона включают 3 таблицы (для всех трех уровней профессионального образования), базирующиеся на 10 исходных и 181 промежуточных таблицах, используемых при формировании прогноза. Все таблицы объединены в 19 основных разделов. 3. Размещение сформированной прогнозной потребности экономики по 28 видам экономической деятельности в кадрах с профессиональным образованием и 28 укрупненным группам специальностей для каждого субъекта Российской Федерации на федеральном портале - к 15 августа текущего года
36 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Применение (использование) методологии прогнозирования потребности в трудовых ресурсах ЦБМ ПетрГУ По заданию Минобрнауки России в рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации от 10 декабря 2005 года Пр-2065 на базе разработанной методологии прогнозирования сформирован научно обоснованный прогноз потребностей в специалистах на период до 2015 года (по объему и направлениям их подготовки) с учетом реальных запросов рынка труда и перспектив развития экономики на период до 2015 года. Разработанные значения прогнозной потребности экономики в кадрах, согласованные с Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, Российским союзом промышленников и предпринимателей и органами исполнительной власти субъектов Федерации, были использованы Минобрнауки России при формировании контрольных цифр приема для всех уровней системы профессионального образования на 2008, 2009 и 2010 годы.
37 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Благодарю за внимание
38 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета I.Формирование прогнозной потребности экономики по 28 ВЭД в кадрах с профессиональным образованием и 28 УГС на федеральном и региональном уровнях Система согласования прогнозных показателей экономического развития по регионам Российской Федерации, расположенной на федеральном портале