Данейкина О.В., зав. медиацентром, педагог-консультант 11 классов, МОУ лицей 67
система специализированной подготовки в старших классах общеобразователь- ной школы, ориентированная на индивидуализацию обуче- ния и специализацию обуча- ющихся, в том числе с учетом реальных потреб- ностей рынка труда. Профильное обучение
Комплексная модель психолого-педагогичес- кого сопровождения должна обеспечить формирование способ- ности учащегося к созна-тельному ответствен-ному выбору и к осоз-нанному проектиро-ванию собственного жизненного пути.
основные принципы сопровождения: «Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора...» Е.И.Казакова развитие личности за счет ее собственной активности; ориентация на субъект-субъектное взаимодействие; непрерывность, открытость, гуманизация и индивидуализация
конкурсный набор в 10 класс; необходимость выбора профиля обучения; амбиции родителей; неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры, проектированию собственного жизненного пути; перегрузка обязательными школьными занятиями и домашними заданиями; недооценка значительной группой учителей развивающего потенциала профильного обучения; несформированность у значительной части школьников образовательных потребностей и запросов
Частная цель сопровождения - формирование у школьников реалистичного самовосприятия и уровня притязаний, раскрытие и развитие способностей, обучение умению делать выбор
разработка индивидуальных образовательных маршрутов; формирование адекватной самооценки; охрана и укрепление физического и психологического здоровья; предупреждение изоляции детей в группе сверстников; развитие психолого-педагогической компетентности администрации образовательных учреждений, педагогов, учащихся и их родителей
Диагностика Просвещение Консультирование Коррекция
образовательный результат обучающихся; социальная зрелость; готовность к выбору профиля; успешность освоения программ профильных дисциплин ;
усиление интеграции содержания образования с внеучебной практикой социально-профессионального самоопределения школьников; ориентация на консолидацию ресурсов и усилий школ с другими учебными заведениями; обеспечение профильной подготовки школьников на основе вариативности, с учетом выбранных ими индивидуальных образовательных траекторий, соответствующих интересам, склонностям, способностям учащихся и запросам рынка труда;
обеспечение обязательной предпрофильной подготовки учащихся, включающей овладение школьниками представлением об образе своего «Я», о мире профессий, о рынке труда; приобретение практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения; оказание психолого-педагогической помощи учителю в переориентации его деятельности; обеспечение школьника поддержкой в выборе профиля обучения и дальнейшей профессиональной деятельности
предподготовительный (8-й класс); подготовительный (9-й класс); адаптационный (10-й класс); заключительный (11-й класс)
помочь старшеклассникам в проектировании дальнейшего образовательного пути. Задачи: определение и коррекция уровня профессиональной готовности и готовности к профильному обучению учащихся 9-го класса; психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах учащихся 9-х классов и о том, какую помощь они могут оказать подросткам. Достижение поставленных задач осуществляется через знакомство родителей, педагогов и учащихся с результатами исследования, совместный анализ полученных результатов, консультативную и развивающую деятельность
ЦЕЛЬ ППС 10-м классе способствовать социально- психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения. Задачи: Совместная с классными руководителями работа по программе адаптации в начале учебного года; Отслеживание актуального состояния учащихся профильных классов, выявление симптомов дезадаптации; Психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников. Создание условий для формирования адекватной самооценки своих потребностей и возможностей. Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 11-м классе
ППС предполагает 11-м классе помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности. Задачи: определение и коррекция уровня профессиональной и социальной готовности; проведение развивающей работы с учащимися; психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы. Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классным руководителем, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, разрабатываются рекомендации и пожелания для оптимизации работы в выпускном классе
1. Создать условия для правильного выбора ИПМ через предпрофильную подготовку. 2. Сформировать мобильные индивидуальные образовательные маршруты. 3. Скоординировать деятельность учащихся на базовых, профильных, элективных курсах разной направленности, на практике, НОУ в классах. 4. Использовать современные технологии обучения и сопровождения учащихся по ИПМ. 5. Разработать новую систему оценивания знаний и достижений школьников, отслеживания их движения по индивидуальным профильным маршрутам.
Базовые курсы Профильные курсы Элективные курсы Дистанционное обучение Профессиональ - ные пробы, практика Олимпиады, конкурсы, фестивали Само – образование Компетентная личность Портфолио