Урок русского языка по теме «Лексика» в 5 классе. Автор: Зарецкая О.В.
Цели и задачи урока: Познакомиться с понятием ОМОНИМЫ, ОМОФОРМЫ; научиться отличать многозначные слова от омонимов; закрепить навыки пунктуационного и лексического разбора; выявить значение омонимов в русской речи.
Разминка 1.Напишите слова, вставьте пропущенные буквы. По…виться без повода Заст…влять писать Выл….вать в бак Вн…запный свет Уд…вляться глади Спл…вляли лес Осв…щать мир Пом…шать бульон Оч..рован цветом Появиться без повода Заставлять писать Выливать в бак Внезапный свет Удивляться глади Сплавляли лес Освещать мир Помешать бульон Очарован цветом
Homus (лат.)- «один и тот же, одинаковый» Onyta (лат.)- «имя» Повод, заставлять, писать, бак, свет, гладь, сплавить, мир, помешать, цвет ЧЧЧЧ тттт оооо т т т т аааа кккк оооо ееее о о о о мммм оооо нннн ииии мммм ыыыы ????
Чем отличаются омонимы от многозначных слов? Сравните: КНОПКАКЛУБ Кнопка звонка Кнопка-застёжка Канцелярская кнопка Клуб дыма Клуб по интересам Клуб-помещение для отдыха ОБЩЕЕ: кнопку нажимают, она маленького размера. РАЗНОЕ: звучание, написание, но по смыслу далёкие.
Грамматические задачки… 1.Пунктуационный и лексический практикум. ЗАДАЧА 1: Объясните знаки препинания в предложении, дайте его характеристику. Найдите омоним. Поясните лексическое значение слова. КЛЮЧ Много разных есть ключей: Ключ-родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой И обычный ключ дверной.
ЗАДАЧА 2. Напишите словосочетания, в которых раскроются 3 омонимичных значения слова КОСА. ЗАДАЧА 3. Многозначное слово или омоним? Предание казни Предание об Илье Муромце Зарядил дождь Зарядил ружьё ЗАДАЧА 4. Найдите лишнее слово. ЗАДАЧА 5. Являются ли омонимами два однокоренных слова: ПРОХОЖИЙ- ПРОХОДИМЕЦ? Девичья коса, наточенная коса, песчаная коса Мн. омонимы Завод, борЗавод, бор, пень. ЗАДАЧА 6. Бывают слова –омонимы, но бывают и омонимичные корни: Вода- водить, гора- горе. Подумайте над смыслом корней и к каждому слову напишите родственное, однокоренное. Водяной, водоросль, проводник, переводчик Горный, предгорье, горевать, пригорюниться
ЗАДАЧА 7. Вставьте нужную букву в корнях омофонов. Об…жать друга – об…жать сад Пол…скать бельё – пол…скать щенка С..деть на скамейке – с..деть от горя Обижать друга – обежать сад Полоскать бельё – поласкать щенка Сидеть на скамейке – седеть от горя
Что мы узнали на уроке? 1. Омонимы - 2.Многозначные слова отличаются от омонимов… 3. Омофоны - 4.Бывают слова-омонимы, а бывают …. 5. Омонимы нам нужны для.. звучат одинаково, но имеют разные лексические значения многозначные слова имеют общее значение, омонимы - разные звучат одинаково, но пишутся по-разному. омонимичные корни понимания речи, различения слов Команда «Спартака» отобрала очки у «Зенита». Я люблю овсянку.