ОТКУДА К НАМ СЛОВА ПРИШЛИ… Мир животных Материал подготовила учитель начальных классов ОШ 18 г. Артемовска Бусел И.С. 2011 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА В КАРТИНКАХ Мир животных Материал подготовила учитель начальных классов ОШ 18 г. Артемовска Бусел И.С год.
Advertisements

СЛОВАРНЫЕ СЛОВА МИР ЖИВОТНЫХ БАБОЧКА Материал подготовила учитель начальных классов ОШ 18 г. Артемовска Бусел И.С год.
В мире животных. Маленький мальчишка В сером армячишке, По дворам шныряет, Крохи собирает.
Окружающий мир 1 класс. Тема: «Кто такие птицы и звери?» Подготовила учитель МОУ СОШ 1 с. Красное Савина Ирина Владимировна Подготовила учитель МОУ СОШ.
Ознакомление с окружающим миром 1 класс. Тема урока : «Жуки и бабочки».
Презентация к уроку по окружающему миру на тему: Как животные воспринимают мир. Начальная школа. Окружающий мир. Презентация
Урок окружающего мира в 1 классе По программе «Перспективная начальная школа» Тема: Про больших и маленьких Подготовила: учитель МОУ «Нововаршавская гимназия»
2012 г РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ РастенияЖивотные Выберите общие признаки растений и животных Неживая природа Размножаются Живая природа Растут Прыгают Передвигаются.
Провела учитель татарского языка и литературы Закирова Гульшат Камиловна. Арск г.
Земля - наш общий дом!. Растительность и животный мир на Земле На планете Земля очень много красивых, лечебных, вкусных, полезных растений, так же как.
Мы побывали и в холодных, и в жарких районах Земли, встретили много разных животных, но нигде не увидели динозавров. Вот я и думаю, почему?
Урок окружающего мира. Тема: "Разнообразие животных" Ческидова Татьяна Николаевна учитель начальных классов, МОУ «Русскотеченская средняя общеобразовательная.
Почему их так назвали?. Всему название дано – И зверю, и предмету. И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным полно, А безымянных нету. Язык и стар и вечно.
Мы побывали и в холодных, и в жарких районах Земли, встретили много разных животных, но нигде не увидели динозавров. Вот я и думаю, почему?
Тема урока: «Растительноядные и хищные животные» Цель: учиться сравнивать хищников и растительноядных Подготовила: Филова О.С. учитель начальных классов.
Логопедический урок - сказка Добро пожаловать в сказочный Теремок.
В мире живой природы 1 класс Шевская О.В. учитель высшей категории МОУ СОШ 24 г. Нижний Новгород 2011г.
ДИНОЗАВРЫ РАБОТА УЧЕНИЦЫ 2 А КЛАССА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 11 ГОЛОЛОБОВОЙ АННЫ.
ИГРА "ПОЛЕ ЧУДЕС" в 4 классе «ЭТИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ» МОУ Многопрофильная гимназия 12 г. Читы Мускатина В. Ю.
Выполнила учитель биологии 1 категории Шапкарина Ольга Анатольевна. Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждения «Основная Общеобразовательная.
Транксрипт:

ОТКУДА К НАМ СЛОВА ПРИШЛИ… Мир животных Материал подготовила учитель начальных классов ОШ 18 г. Артемовска Бусел И.С год

«Всему название дано – и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету… Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов Купаться ежечасно !» А. Шибаев

АКУЛА Предполагают, что название этой морской гиены пришло к нам из древнескандинавских языков, вероятнее всего, из норвежского, где эта рыба именовалась haakall. Как вы думаете, почему это слово пришло к нам с севера, ведь акула живет в южных морях? Да потому, наверное, что викинги были превосходными мореплавателями и доплывали на своих кораблях до берегов Северной Америки (почти на полвека раньше Колумба!).

БАБОЧКА Наши далекие предки, следя за полетом красивых насекомых, наблюдая, как кружатся они возле окон и дверей жилья, упрямо летят на свет, задумались: да уж не порхает ли это вокруг родного дома душа умершей родоначальницы тех, кто в нем теперь живет? Так и стало это прелестное насекомое бабочкой - «душа бабушки». Название каких бабочек вы знаете?

ВОРОБЕЙ Когда увидишь, как ловко таскают крошки у неповоротливых голубей эти смышленые птахи, поневоле подумаешь: воробей-это просто- напросто «вора бей!». А вот некоторые ученые думают иначе. Слово воробей восходит к древней основе -вор-. От нее образованы слова: ворота, забор. Когда так говорят: «Воробью по колено»?

ГУСЕНИЦА Оказывается слово гусеница и усы – родственники. Древнерусское слово, означающее «волосатый червяк», «мохнатая личинка». Так чем же похожи «гусеница» и «усы»?

ДЯТЕЛ Общеславянское слово дятел является производным от той же основы, что и слово долбить. Следовательно, название птице дано по характерному для нее действию Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил, как долотом! Почему дятла сравнивают с настойчивым и докучливым человеком?

ЕНОТ Существует версия, что слово енот за имствовано из французского языка и восходит к арабскому слову jarnait - «соболиная кошка». Какую песенку пел Крошка Енот?

ЁЖ Какой основной признак ежа? Да, правильно, колючесть. Еще древние связывали название зверька с этим признаком. Имя его восходит к индоевропейской основе «колоть». Подумайте, почему так говорят: «держать в ежовых рукавицах», «съежился»?

ЖАВОРОНОК Имя этой птички выводили из предположительного яроворонок, потому что яра в древнерусском значило «весна». Так почему же птица называется «жаворонком»?

ЗАЯЦ Некоторые языковеды предполагают, что слово произошло от индоевропейского корня g`hai - «скакун», «прыгун» пошло слово со значением : резвое молодое животное - за и. Кстати, как вы думаете, почему безбилетников называют «зайцами»?

ИНДЮК Эти птицы были вывезены в Старый Свет вскоре после открытия Америки. Вы,конечно,знаете, что Америку некоторое время принимали за Индию. Поэтому коренных жителей Америки называли «индейцами» и « индианками», и птица стала «индейской курой», ее самец – «индюком». А как называются детеныши этих птиц?

КОРОВА Древнерусское слово звучало так же- корова. А вот произошло оно от древнеиндийского carvati, что означало «пасется на подножном корму», «пережевывает», «жует». Почему так говорят: «нужно, как корове седло»?

ЛЯГУШКА Исконно русское слово, происходящее от народного лягуха, лягушка - «бедро» «ляжка». Такое название было дано земноводному за его за его длинные лаги-бедра. Как ты думаешь, что обозначает слово «лягаться»?

МЕДВЕДЬ Медведь- едящий мед- медоед. В сказках медведя уважительно называют «Михаил Иванович», «Топтыгин», «Косолапый». Это очень умный, ловкий, сильный и хитрый зверь, а убегает от кого-нибудь- не догнать. Но на вид медведь нескладный, добродушный зверь. Почему так говорят: «медвежья услуга»?

НОСОРОГ А вот тут есть в чем разобраться! Переведем по частям древнегреческое слово – ринокерос - «носорог», от ris (rinos) – «нос», «ноздри» и keras- «рог». Вот и получается, что у животного два названия ноздророг (древнерусское) и носорог. Кстати, на носу у носорога совсем и не рог, а сильно сросшиеся волосы- своеобразный жесткий хохолок.

ОВЦА А теперь вернемся к нашим баранам. Мы не оговорились…баранам! Название животного произошло от овна – баран (старославянское). Жизни этих животных близки, ведь домашняя овца пошла именно от горных баранов. Почему так говорят: «С паршивой овцы – хоть шерсти клок»?

ПЕТУХ Всем хорош петух! Но все-таки главное, чем он славится, так это своим пением. За способность громко и звонко петь и прозвали его петухом. Про кого так говорят: «ходить петухом»?

РАК Очень, очень древнее слово. Его ближайшим родичем является литовское и латышское слово erke - клещ. Должно быть, рак означает «впивающийся». А знаете ли вы, «где раки зимуют»?

СТРЕКОЗА 200 лет назад слово стрекоза служило «обобщенным» названием для разных насекомых: овода, слепня, стрекозы и др. Стрекоза образовано от корня стрекот поздние русского стрекотать – «жалить», «колоть», «прыгать». «скакать». Что значит выражение: «дать стрекоча»?

ТЮЛЕНЬ Название восходит древнерусскому теля (отсюда же – теленок). Тулень, тюлень возникло под влиянием слова туловище. Почему тюленя называют «морским теленком»?

УЛИТКА Слово это производят от краткого прилагательного улит. В основе его древний корень ул-. Сравни: улей, улица, и самое древнее его значение – «проход». Улитка «домовита», всегда привязана к раковине- убежищу. Так что же общего в словах : улей, улица, улитка?

ФИЛИН Это птичье название образовано от украинского глагола квилити – «плакать». Чего стоит один дикий, страшный, тревожный крик лесного филина! Как угорелый носится он в темноте под деревьями. Крикнет, отлетит на километр и снова ухнет. Как вы думаете, почему суеверные люди принимали филина за лешего?

ХАМЕЛЕОН В переводе с греческого, это слово означает «ползающий карликовый лев». Хамелеоны – потомки динозавров! Смена цвета у хамелеона зависит от его состояния – гнева, страха, усталости, голода, жажды. Каких людей иногда называют хамелеонами?

ЦАПЛЯ Слово цапля произошло от чапати, что значит «медленно передвигаться». По болотам, где обитают цапли, невозможно идти быстро: ноги вязнут в грязи. А грязь под ногами как бы «разговаривает»: «Чап-чап!» Чем питаются цапли?

ЧЕРЕПАХА Кратко происхождение этого слова можно выразить вот такой цепочкой: череп- черепок- черепица. Удивлены? Видимо все дело в твердости панциря этого существа. В переводе с немецкого cherrap – черепок от горшка. А теперь вспомните, как выглядит черепица?

ЩУКА Зубы у щуки страшные, острейшие – вся пасть в зубах, даже на языке и нёбе! И история этого слова такая же страшная… В славянских языках scuka- «пугать», «травить»; древненемецкое sciuhen – «пугать»; scheu – « страх». Да уж, устрашающего вида рыба – название соответствующее. А в какой сказке щука была доброй?

ЯЩЕРИЦА Этимология этого слова в сплошных «увертываниях» и «перепрыгиваниях». Многие связывают его происхождение с общеславянской основой sker – «прыгать», «увертываться»; древненемецкое sceron – «быть прытким»; греческое scrio – «прыгаю», «скачу». Природа названия понятна: уж очень она вертлявая, юркая, прыткая, эта ящерица! Что примечательного в ящерице?

Автор – составитель: Бусел Ирина Станиславовна- учитель высшей категории. Рецензент: Яблокова Татьяна Викторовна- заместитель директора школы по УВР, учитель высшей категории. Представленный материал поможет привлечь внимание ребят к живому слову, пробудит интерес к истории языка, вызовет желание побольше узнать об окружающем нас мире и почаще заглядывать в книги и словари. Этот материал можно использовать как наглядное пособие при знакомстве с животным миром, при закреплении написания словарных слов, на КВН по природоведению. Для детей, учителей и родителей.