Комплексный подход в работе педагога – психолога по профилактике деструктивной агрессии в МБДОУ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ 102 ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ Мармузова Светлана Александровна, руководитель
Педагог – психолог муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка детского сада первой категории 102 Клименко Е.А. Образование высшее Общий педагогический стаж – 15 лет Стаж работы по специальности – 11 лет
Агрессия Агрессия (от латинского «aqqression» - нападение, приступ) – это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности.
Виды агрессии (А.Басс, А.Дорки) Агрессия Физическая (физические действия против кого- либо0 Раздражение (вспыльчиво сть, грубость) Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань) Косвенная (направленна я – сплетни, злобные шутки; ненаправлен ная – крики, топанье) Негативизм (опозиционн ая манера поведения)
Профилактика деструктивной агрессии в МБДОУ Цель: коррекция деструктивного поведения Задачи: выявление причины агрессивного поведения с помощью комплекса методик изучение психологического климата в семье, родительских установок и позиций по отношению к ребенку информирование и обучение родителей эффективным способам взаимодействия с агрессивными детьми ознакомление педагогов с методами и приемами работы с агрессивными детьми обучение детей приемам саморегуляции, умение владеть собой в разных ситуациях
Система работы педагога – психолога по профилактике деструктивной агрессии в МБДОУ
Содержание работы с родителями агрессивного ребенка Первый этап – профилактический Второй этап - диагностический Третий этап – коррекционный
Первый этап – профилактический Целью профилактической работы педагога – психолога с родителями агрессивного ребенка заключается в следующем: информирование ( о том, что такое агрессия, каковы причины ее проявления, чем она опасна для ребенка и окружающих) обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью Второй этап - диагностический Цель диагностической работы педагога – психолога с родителями: определить содержание и формы последующей совместной работы. Исследование проводится индивидуально.
Третий этап – коррекционный Цель данного этапа – обучить родителей эффективным способам взаимодействия с детьми. Содержание работы педагога – психолога в этом направлении – это оказание родителям психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними. Результаты коррекционной работы – это выработка единого подхода к воспитанию ребенка.
Содержание работы с ребенком Цель: научить ребенка способам разрядки агрессивных импульсов, выражению гнева в приемлемой форме Задачи психокоррекционной работы с детьми: 1 формировать умение понимать состояние другого человека, выражать свои эмоции в социально приемлемой форме 2 обучить приемам саморегуляции, научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами 3 формировать позитивное самовосприятие на основе личностных достижений
Показатели агрессивности у ребенка Часто теряет контроль над собой Часто спорит, ругается с взрослыми Часто отказывается выполнять правила Часто специально раздражает людей Часто винит других в своих ошибках Часто сердится и отказывается делать что-либо Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей, взрослых)
Содержание работы с педагогами Первый этап – профилактический Второй этап - диагностический Третий этап – коррекционный
Цель: оказать психологическую и информационную помощь педагогам Задачи: 1 ознакомить педагогов с особенностями проявления агрессии в дошкольном возрасте 2 обучить адекватным способам взаимодействия с агрессивными детьми 3 помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующее развитие положительных сторон личности
Коррекционно – развивающая среда детского сада