1 Логистика Кафедра маркетинга и коммерции Пензина Т.Р. Тема 1 Вводная
Ключевые понятия Логистика Логистика Разделы логистики Разделы логистики Функции логистики Функции логистики
Вопросы 1. Предпосылки возникновения логистики 1. Предпосылки возникновения логистики 2. Определение, объект, цель, разделы логистики. 2. Определение, объект, цель, разделы логистики. 3. Основные и поддерживающие функции логистики 3. Основные и поддерживающие функции логистики 4. Роль логистики на предприятии. 4. Роль логистики на предприятии. 5. Этапы становления логистики. 5. Этапы становления логистики.
Вопрос 1 Экономический рост многих стран. Экономический рост многих стран. Научно-техническая революция. Научно-техническая революция. Серийное производство товаров Серийное производство товаров Активное укрупнение производственных и торговых компаний Активное укрупнение производственных и торговых компаний Массовые перевозки сырья, материалов и потребительских товаров. Массовые перевозки сырья, материалов и потребительских товаров. Появление новых видов транспорта Появление новых видов транспорта Строительство скоростных автодорог Строительство скоростных автодорог
Структура стоимости товара на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя с выделением логистической составляющей
Закупки, транспортировка и складирование товаров существовали всегда, и все они являются самостоятельными сферами. Однако, именно, во второй половине ХХ столетия возникла необходимость в интегрировании этих сфер на научной основе с использованием математического аппарата и компьютерного программирования. Это можно определить, как миссию логистики в управлении как экономикой в целом, так и отдельным предприятием.
Источники экономического эффекта от использования логистики Снижение запасов на пути движения Материального потока Снижение запасов на пути движения Материального потока По данным Европейской промышленной ассоциации сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30–70% (по данным промышленной ассоциации США – на 30–50%). По данным Европейской промышленной ассоциации сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30–70% (по данным промышленной ассоциации США – на 30–50%). Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим: Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим: в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют около 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров; в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют около 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров; большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов предприятий); большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов предприятий); в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25–30% от общего объема издержек. в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25–30% от общего объема издержек.
Сокращение времени прохождения товаров по Логистической цепи Сокращение времени прохождения товаров по Логистической цепи В общих затратах времени на движение товара от первичного источника сырья до конечного потребителя всего лишь 2-5% занимают затраты времени на собственно производство, а 95% – на хранение, складские, погрузочно- разгрузочные и другие логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции. В общих затратах времени на движение товара от первичного источника сырья до конечного потребителя всего лишь 2-5% занимают затраты времени на собственно производство, а 95% – на хранение, складские, погрузочно- разгрузочные и другие логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции.
Снижение транспортных расходов По различным оценкам затраты на выполнение операций с использованием транспортных средств составляют от 30% до 50% от суммы общих затрат на логистику. По различным оценкам затраты на выполнение операций с использованием транспортных средств составляют от 30% до 50% от суммы общих затрат на логистику. В связи с глобализацией мировой экономики большую значимость приобрели международные перевозки, которые являются более сложными и дорогими, чем на менее широких национальных рынках. Затраты на них в зависимости от типа перемещаемых товаров могут достигать 25–35% стоимости продаж экспортно-импортной продукции по сравнению с 8–10% стоимости товаров, предназначенных для отгрузки на внутреннем рынке. Таким образом, снижение транспортных расходов является важным резервом снижения себестоимости продукции. В связи с глобализацией мировой экономики большую значимость приобрели международные перевозки, которые являются более сложными и дорогими, чем на менее широких национальных рынках. Затраты на них в зависимости от типа перемещаемых товаров могут достигать 25–35% стоимости продаж экспортно-импортной продукции по сравнению с 8–10% стоимости товаров, предназначенных для отгрузки на внутреннем рынке. Таким образом, снижение транспортных расходов является важным резервом снижения себестоимости продукции.
Сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом, что приводит к значительному сокращению времени выполнения погрузочно-разгрузочных и складских операций, что сокращает время выполнения заказа и в целом длительность логистического цикла; к значительному сокращению времени выполнения погрузочно-разгрузочных и складских операций, что сокращает время выполнения заказа и в целом длительность логистического цикла; сокращению соответствующих расходов на операции с грузом, в том числе за счет применения однотипных средств механизации, одинаковой тары, использования аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях ЛЦ. сокращению соответствующих расходов на операции с грузом, в том числе за счет применения однотипных средств механизации, одинаковой тары, использования аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях ЛЦ.
Вопрос 2 Логистика - наука о планировании, организации и контроле транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения, и обработки соответствующей информации.
Логистика - наука о планировании, организации и контроле материальными и соответствующими им информационными потоками с высоким уровнем обслуживания потребителей
Логистика должна обеспечить нужное количество товаров в нужном месте, в нужное время с наименьшими затратами, с высоким уровнем обслуживания потребителей. Логистика должна обеспечить нужное количество товаров в нужном месте, в нужное время с наименьшими затратами, с высоким уровнем обслуживания потребителей.
Объект изучения - движение материальных, информационных и финансовых потоков. Объект изучения - движение материальных, информационных и финансовых потоков. Цель - оптимизация движения этих потоков. Цель - оптимизация движения этих потоков.
Разделы логистики По уровням экономики Макрологистика (между предприятиями) Макрологистика (между предприятиями) Микрологистика (внутри предприятия) Микрологистика (внутри предприятия) По сферам деятельности Распределения. Распределения. Закупки Закупки Производства Производства Транспортная Транспортная Складирования Складирования Запасов Запасов
Вопрос 3 Основные функции логистики Основные функции логистики транспортировка транспортировка обслуживание запасов обслуживание запасов процесс заказа процесс заказа
Взаимосвязь основных функций логистики. потребитель запасы транспортировка заказ
Поддерживающие функции Поддерживающие функции складирование складирование грузопереработка ( операции по разгрузке, погрузке) грузопереработка ( операции по разгрузке, погрузке) защитная упаковка защитная упаковка закупки закупки производственное планирование производственное планирование информационная поддержка информационная поддержка
Вопрос 4 Логистика занимает стратегическое, организующее положение между маркетингом и производством. Логистика занимает стратегическое, организующее положение между маркетингом и производством.
основные виды деятельнос-ти пересекающиеся виды деятельности основные виды деятельности пересекающиеся виды деятельности основные виды деятельности технологические процессы производственное планирование транспортировка предоставление дополнительных услуг покупателям продвижение товара контроль качества закупки сырья обслуживание запасов упаковка исследование рынка обслужива-ние оборудования упаковка складирование ценовая политика управление продажами грузоперера- ботка реклама информационное обеспечение исследование потребителей производство логистика маркетинг
Конец лекции